Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

15 Ноября 2019

НАКДИ публикует результаты формирования и развития системы обращения с ТКО в России за октябрь 2019 года

15 ноября 2019 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) публикует информацию о результатах мониторинга реформы по обращению с ТКО в России за октябрь 2019 года.

В октябре 2019 года в России на федеральном и на региональном уровнях продолжилась работа по формированию условий для перехода на новую систему обращения с ТКО: совершенствованию нормативно-правовой базы, обсуждению, корректировке и актуализации территориальных схем по обращению с отходами субъектов РФ и их электронных моделей, нормативов накопления ТКО, изменению тарифов на коммунальную услугу по вывозу ТКО и обустройству контейнерных площадок.

В октябре 2019 года на федеральном уровне прошел ряд совещаний по контролю за реализацией реформы системы обращения с отходами. В частности, состоялось пленарное заседание Госдумы, в ходе которого были озвучены данные о реализации в России реформы по обращению с отходами. По итогам проведенного Комитетом по экологии и охране окружающей среды Госдумы анализа выявлено, что 18 субъектов Российской Федерации включили раздельное накопление отходов в территориальные схемы, остальные этим вопросом не занимаются. 

На заседании Наблюдательного совета государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» прошло обсуждение участия госкорпорации в инвестиционном проекте «Энергия из отходов», общая стоимость которого составит 149 млрд рублей, из которых более 68 млрд рублей будут предоставлены ВЭБ.РФ.

В октябре 2019 года продолжилась работа по формированию нормативных условий и институциональной среды для перехода на новую систему обращения с ТКО на федеральном уровне. В частности, началось общественное обсуждение проекта постановления Правительства России «О внесении изменений в Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130». Проект постановления определяет Минприроды России федеральным органом исполнительной власти, который должен рассматривать проект территориальной схемы и направлять в уполномоченный орган предложения и замечания в части оценки объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов в сфере обращения с отходами.

Минприроды России подготовило и отправило в региональные органы власти разъяснения по вопросам регулирования деятельности в области обращения с ТКО. В них, в частности, отмечается, что к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В разъяснениях уточняется, что крупногабаритные отходы - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Потребители, то есть собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, осуществляют складирование крупногабаритных отходов в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

В октябре 2019 года состоялось мероприятие на тему реализации реформы обращения с ТКО: в Москве в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» прошел круглый стол на тему: «Реформа обращения с отходами: что станет с тарифами на уборку мусора в 2020 году?». В числе основных спикеров мероприятия выступила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Она, в частности, отметила, что для создания современной и качественной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО необходимо обеспечить приток в отрасль частных средств, в связи с чем тарифы должны быть экономически обоснованы, инвестор должен понимать источники и порядок возвратности средств и быть в них уверенным. Однако собираемость платежей за услугу региональных операторов в 60-70%  катастрофически недостаточна для покрытия их деятельности. Многие региональные операторы в настоящее время находятся в сложном состоянии. Индекс ТКО_АЛАРМ, который ежеквартально определяется информационно-аналитической службой НАКДИ по результатам мониторинга формирования системы обращения с ТКО, пока является красным.

В разделе мониторинга «Субъекты РФ: функционирование системы обращения с ТКО» содержатся данные по всему циклу формирования новой системы обращения с ТКО в российских регионах: обсуждение, корректировка и актуализация территориальных схем обращения с отходами, изменения нормативов накопления ТКО, пересмотр единых тарифов.

Территориальные схемы. В октябре 2019 года в 17 субъектах РФ продолжилась работа по актуализации территориальных схем обращения с отходами, разработке и корректировке их электронных моделей:

В 13 субъектах РФ проходила корректировка  территориальных схем обращения с отходами: Республике Карелия и Ульяновской области, Кировской, Свердловской областях, Республике Башкортостан, Республике Коми, Новгородской и Челябинской областях, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Тамбовской области и Камчатском крае.

В четырех субъектах РФ продолжилась корректировка электронных моделей территориальных схем: в Республике Бурятия, Нижегородской, Курской областях, Пермском крае.

Нормативы накопления ТКО. В октябре 2019 года продолжилась работа по уточнению нормативов накопления ТКО в трех субъектах РФ: в Астраханской, Кировской и Московской областях.

Конкурсные отборы РО ТКО, выбор РО ТКО. В октябре 2019 года конкурсные отборы региональных операторов по обращению с ТКО продолжались в 4 субъектах РФ: Хабаровском крае, Владимирской области в Зоне деятельности № 2, Еврейской АО, Красноярском крае.

Региональные операторы по обращению с ТКО выбраны в 3 субъектах РФ: в Красноярском крае для Лесосибирской технологической зоны, в Еврейской АО на всей территории, Хабаровском крае в Зоне деятельности № 2.

Во Владимирской области в Зоне деятельности № 2 региональный оператор был выбран, затем 31.10.2019 все протоколы конкурса были аннулированы в соответствие с предписанием ФАС России.

В Хабаровском крае из объявленных 19 конкурсных отборов 18 конкурсов признаны не состоявшимися из-за отсутствия поданных заявок.

Соглашения с РО ТКО. Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» подписано в одном субъекте РФ - Архангельской области. Соглашение подписано с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Единый тариф. В октябре 2019 года единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО был установлен в одном субъекте РФ – Владимирской области, и снижен в среднем на 20% при раздельном сборе ТКО - в Нижегородской области:

  • во Владимирской области единые тарифы на услуги региональных операторов установлены в зоне деятельности № 1 – 482,46 руб./куб.м с НДС, в зоне деятельности № 3 – 563,85 руб./куб.м, НДС не облагается;
  • в Нижегородской области с октября 2019 года для каждого из девяти регоператоров, действующих на территории региона, снижается единый тариф на «желтый» контейнер, в котором собираются полезные фракции, за счет исключения из него большей части затрат на захоронение мусора на полигонах: для зоны № 1 - 506,58 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 2 – 495,64 руб./куб.м (ранее 632,39 руб./куб.м), для зоны № 3 -  480,86 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 4 – 494,45 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 5 – 506,30 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 6 – 508,67 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 7 - 438,19 руб./куб.м (ранее 563,87)  для зоны № 8 – 550,42 руб./куб.м (ранее 632,39), для зоны № 9 – 415,79 руб./куб.м (ранее 573,31).

ФАС России приняла решения и выдала предписания в отношении изменений единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО в пяти субъектах РФ: Новосибирской, Волгоградской, Вологодской, Сахалинской областях, в Кабардино-Балкарской Республике: 

В октябре 2019 года судебные органы признали недействующими нормативно-правовые акты, устанавливающие единые тарифы на услуги региональных операторов в двух субъектах РФ:

Деятельность РО ТКО. В октябре 2019 года региональные операторы по обращению с ТКО осуществляли деятельность по обращению с отходами по различным направлениям: заключение договоров на вывоз отходов с потребителями, заключение договоров с подрядчиками, подведение итогов по объемам вывезенных и отсортированных отходов, ликвидация несанкционированных свалок, обновление объектов обустройства, участие в организации раздельного сбора отходов, контроль за потоками перемещения ТКО, претензионная работа.

В двух субъектах РФ Кировской области и Республике Бурятия региональные операторы планируют изменить структуру собственности, увеличив долю государственного участия. В частности, в Республике Бурятия правительство планирует войти в число учредителей компании регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭкоАльянс». Это позволит привлечь заемные средства на покрытие кассового разрыва «ЭкоАльянса», использовав госгарантии для получения кредита. В Кировской области 64,4 % акций регионального оператора АО «Куприт» передадут из муниципальной собственности в собственность области. 

В Республике Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Псковской, Смоленской, Курской  областях региональные операторы продолжили обновление автопарков и спецтехники. В частности, в Республике Башкортостан ООО «Экология-Т» закупило спецтехнику и контейнеры на сумму более 80 млн рублей.

В Белгородской, Тверской, Амурской, Ульяновской, Свердловской, Оренбургской, Кировской, Астраханской областях региональные операторы продолжили работу по закупке контейнеров и обустройству контейнерных площадок:

  • в Тверской области региональный оператор МУП «Тверьспецавтохозяйство» закупает у тверских производителей и расставляет на территории региона новые евроконтейнеры,
  • в Белгородской области региональный оператор ООО «Центр Экологической Безопасности» выдал в муниципальные образования с начала года порядка 9 700 шт. контейнеров.

В 9 субъектах РФ продолжилась работа региональных операторов по внедрению раздельного сбора отходов: в Томской, Новосибирской, Нижегородской, Тульской, Брянской, Волгоградской, Калининградской, Челябинской областях, Алтайском крае, Республике Башкортостан.

В мониторинге также приведены средние значения по собираемости платежей за услугу по вывозу ТКО по данным из открытых источников на 31.10.2019 г. : в Кировской области – 66%, в Мурманской области – 84%, в Псковской области – 73%, в Республике Башкортостан – 76,5%, в Республике Карелия – 74%, в Самарской области – 69,7%, в Саратовской области – 68%, в Сахалинской области – 65,15%.

 

 

 

07.12.2019
Реклама

Траектория роста

Зеленые финансы

Инвестиции в инфраструктуру

Инвестирование средств НПФ

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО

 ПОДПИСАТЬСЯ

на информационно-аналитические продукты

НАКДИ