В 1 полугодии 2019 года в России начала формироваться система обращения с твердыми коммунальными отходами по новым правилам. Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) на постоянной основе осуществляет независимый мониторинг этого процесса и включает в сферу сбора, структурирования и анализа данные, влияющие на экономическую устойчивость региональных операторов в сфере обращения с ТКО. По результатам мониторинга формируется Индекс ТКО_АЛАРМ, который будет публиковаться информационно-аналитической службой НАКДИ ежеквартально.

В 1 полугодии 2019 года на федеральном уровне было принято три организационных решения, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность РО ТКО. Это 1) создание ППК «Российский экологический оператор»,    2) включение экологии в перечень показателей для оценки деятельности высших должностных лиц и 3) утверждение порядка формирования реестров объектов по размещению ТКО, не имеющих разрешительной документации. В ряде регионов прошло утверждение государственных органов в субъектах РФ по созданию и ведению таких реестров - в Алтайском крае, Магаданской и Тамбовской областях. К моменту подготовки настоящего материала публичной информации с фактами прохождения в субъектах Федерации предусмотренных процедур по согласованию объектов, не имеющих всей необходимой разрешительной документации, не было.

После того, как в июле 2019 года Кемеровская область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра полностью перешли на новую систему обращения с ТКО, статистика «переходов» выглядит следующим образом:

  • 65 субъектов РФ полностью перешли на новую систему обращения с ТКО
  • 7 субъектов РФ частично перешли на новую систему обращения с ТКО
  • 13 субъектов РФ не перешли на новую систему обращения с ТКО

Таким образом, по состоянию на 31 июля 2019 года в России в зоне действия новой системы обращения с ТКО находятся порядка 120 млн человек (с учетом населения части регионов, где реформа осуществляется не на всей территории).

В разных субъектах РФ на разных стадиях находится процесс доработки, обсуждения и повторного утверждения Территориальных схем (ТС) по обращению с ТКО, а также разработки и публикации электронных моделей этих схем. На 31 июля 2019 года ТС с изменениями утверждены в 15 субъектах РФ.

Среди разработчиков электронных моделей ТС абсолютным лидером, причем с колоссальным отрывом, является компания «Большая тройка» (г. Москва). Из 42 электронных моделей, находящихся в публичном доступе, 18 разработала эта компания. В 1 полугодии 2019 года в субъектах РФ продолжалась непростая работа в сфере установления нормативов накопления ТКО и единых тарифов региональным операторам: нормативы накопления ТКО были изменены в 19 субъектах РФ, единый тариф на услугу РО ТКО был изменен в 33 субъектах РФ в 65 зонах деятельности РО ТКО для 54 РО ТКО.

В основном, именно через комбинацию изменений этих нормативов и тарифов региональные власти стремятся увязать две разнонаправленные линии интересов. С одной стороны, необходимо удержать или снизить платежи населения, с другой – не допустить банкротства участников системы обращения с ТКО – региональных операторов и перевозчиков. В результате на уровне регионов рождается большое количество вариаций в попытках решить эту непростую коллизию, к примеру:

  • снижаются тарифы и увеличиваются нормативы,
  • повышаются тарифы и снижаются нормативы,
  • нормативы резко снижаются для физических лиц и повышаются для юридических,
  • вводится предельно дробная дифференциация нормативов и тарифов.

На конец 1 полугодия 2019 года конкурсы по выбору РО ТКО не объявлены на территории 5 субъектов РФ в 10 зонах деятельности: 

  • город Москва на всей территории
  • Красноярский край в 4 из 19 зон 
  • Ульяновская область в одной из 5 зон
  • Краснодарский край в 3 из 11 зон
  • Магаданская область в одной из 9 зон

Примечательно, что в данном списке нет двух городов федерального значения - Санкт-Петербурга и Севастополя, которые имеют право отложить начало реформы по обращению с ТКО до 1 января 2022 года, но несмотря на предоставленное «окно возможностей» они уже сейчас работают по построению новой системы.

По созданию новой инфраструктуры в сфере обращения с ТКО особого движения не отмечается. В 1 полугодии 2019 года в Башкортостане был завершен один концессионный конкурс на 100 млн руб. Концессионных соглашений по проектам от 100 млн руб. заключено не было.

По итогам 1 полугодия 2019 года (с корректировкой по июлю) уже отмечаются статистически значимые изменения в группе крупных участников РО ТКО, в зоне обслуживания каждого из которых находится с выше 1 млн чел (с учетом групп компаний). На конец 2018 года из 175 выбранных РО ТКО к категории крупных участников относилось 47 компании. Суммарно они обслуживали 53,06% населения РФ.На 31 июля 2019 года из 189 выбранных РО ТКО к категории крупных участников относятся 49 компании. Суммарно они обслуживают примерно 54% населения РФ.

После объявленного решения о расторжении договора с РО ТКО в Архангельской области, а также завершений дел о банкротстве компании в ГК «Мехуборка», конфигурация в категории крупных участников, в том числе связанных в группах компаний, может существенно измениться.

В первом полугодии 2019 года  региональные операторы по обращению с ТКО Астраханской, Ивановской, Кемеровской, Тамбовской, Вологодской областей, Краснодарского края и Республики Алтай подали 116 исков о взыскании задолженности за услуги по обращению с отходами на общую сумму в 99,9 млн руб. Арбитражные суды удовлетворили 90 исков с общей суммой в 15,1 млн руб. В отношении коммерческих организаций было подано 60 исков с общей суммой 12,9 млн руб. Из них арбитражные суды удовлетворили 53 дела с общей суммой 12,3 млн руб. В отношении муниципальных учреждений было подано 28 исков на общую сумму 84,8 млн руб. Из них арбитражные суды удовлетворили только 13 исков на сумму 602 тыс. руб. То есть взыскания задолженностей с муниципальных учреждений, фактически не происходит.

В результате анализа разрозненной информации, по оценкам НАКДИ, собираемость платежей в различных зонах РО ТКО по итогам 1 полугодия 2019 года варьируется для разных категорий потребителей от 20 до 90% при среднем ежемесячном показателе ниже 60%. При этом от месяца к месяцу не наблюдается сколько-нибудь заметного увеличения процента собираемости платежей.

Наряду с экспертной оценкой собираемости платежей, НАКДИ провела опрос экспертов и участников рынка в отношении доступности банковских кредитов на покрытие растущих кассовых разрывов РО ТКО. Полученные данные говорят либо о невозможности получить РО ТКО кредитную поддержку на текущую деятельность, либо ставка кредитов в зависимости от качества залога приближается к 20% годовых.

В целом это свидетельствует о неустойчивости системы РО ТКО в Российской Федерации.

Консолидированные данные, влияющие на устойчивость региональных операторов в сфере обращения с ТКО, по результатам независимого мониторинга НАКДИ сведены и будут ежеквартально обновляться в специальном индексе ТКО_АЛАРМ.