6 июня 2017 года в Москве в рамках форума «ВэйстТэк-2017» прошел I Всероссийский съезд операторов и специалистов в сфере обращения с отходами, организованный Минстроем России и Ассоциацией организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна».

В рамках мероприятия руководители и специалисты профильных ведомств, региональные операторы по обращению с ТКО и организации, занятые в этой отрасли, обсудили действующие нормативные правовые акты, а также предстоящие в них изменения, требования к региональным программам в сфере обращения с отходами и полномочия руководства субъектов, возможности привлечения инвестиций и развития бизнеса по обращению с отходами в стране.

На пленарном заседании в обсуждении совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и управления отходами, использования и распределения средств экологического сбора для построения инфраструктуры обращения с отходами в Российской Федерации, новых требований к разработке и реализации региональных программ и территориальных схем в сфере обращения с отходами приняли участие исполнительный директор Ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис, Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган, председатель Совета директоров ГК «Большая Тройка» Артем Седов, исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, Заместитель председателя Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев и заместитель директора Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Роман Куприн.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибиснапомнил, что Правительство России поддержало инициативу ведомства выделить субсидии из средств экологического сбора тем субъектам, которые перейдут на новую систему по обращению с ТКО до конца 2017. Средства будут направлены на софинансирование региональных программ. «Реформа должна завершиться к 2019 году, но это не значит, что до этого времени власти на местах должны бездействовать, - отметил Андрей Чибис. – Мы намерены поощрять те субъекты, которые переходят на новую систему с опережением графика, и строго контролировать ход реформы в остальных регионах».

«Сегодня в отрасли происходят важные изменения - предстоит выстроить понятный и прозрачный механизм утилизации мусора. Наша задача – завершить эту работу в кратчайшие сроки, первые шаги в этом направлении уже сделаны», - отметил Андрей Чибис. В 82 субъектах разработаны территориальные схемы, в 45 утверждены региональные программы обращения с отходами.

Замминистра подчеркнул важность участия концессионеров в сфере обращения с ТКО. «Новая система обращения с отходами минимизирует риски инвесторов, сфера становится экономически прозрачной, соответственно, инвестиционно привлекательной и в итоге - окупаемой. На сегодня в России действует уже порядка 30 концессий в области обращения с отходами, причем многие из предприятий них не уступают лучшим европейским объектам», - прокомментировал Андрей Чибис.

Также Андрей Чибис сообщил, что для контроля над ходом реформы на федеральном уровне создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минстроя России, Минприроды России, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, ФАС России, Минэкономразвития, Минпромторга, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и других ведомств. В срок до 1 июля 2017 года должны быть разработаны дорожные карты по внедрению реформы и созданы соответствующие комиссии под руководством глав регионов. В Правительстве уже согласован пакет поправок в законодательство, он, как ожидается, будет принят в ходе осенней сессии.

Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган поделился опытом построения территориальной схемы в Московской области и рассказал о существующих проблемах, с которыми столкнулась область при ее разработке.

Он отметил, что тариф на услуги регионального оператора меняется всякий раз, когда в территориальную схему вносятся изменения. Если это каждый раз делать вручную, очень сложно рассчитать логистику и предугадать последствия. Поэтому необходимо создать электронную модель всей территориальной схемы, в которой указаны все логистические потоки отходов, точки обращения отходов, технологии их переработки, объемы инвестиций. И уже с учетом этого считать тариф по каждому кластеру. Эта работа уже проведена в Московской области, электронная модель разработана.

В Московской области уже принята территориальная схема, установлены нормативы, определена морфология отходов. Принята государственная программа по обращению с отходами, отработана конкурсная документацию, отработали госконтракт, который победивший в конкурсе региональный оператор будет заключать с Московской областью.

Единственное, что тормозит дальнейшее движение – риски, о которых говорят все участники рынка. Это, прежде всего, необходимость серьезных изменений в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления».

Заместитель председателя Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов сообщил о том, что в федеральном бюджете было заложено поступление от экологического сбора в размере 6,5 млрд. руб. Многие субъекты на эти деньги рассчитывали. Но, к сожалению, 2017 году по оценкам экспертов экологический сбор составит не больше 1 млрд. руб. Это означает, что каждому из регионов в качестве субсидии достанется 12 млн. руб. Эта сумма не может помочь в решении сложных задач, стоящих перед регионом.

Как считает Владимир Панов, экологический сбор можно было бы распределять иначе, но сегодня эта возможность не закреплена законодательно. Он также выразил надежду, что после принятия пакета поправок в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» проблема легализации раздельного сбора отходов будет решена.

Председатель Совета директоров ГК «Большая тройка» Артем Седов предложил пять тезисов, обосновывающих необходимость создания единой электронной модели территориальной схемы обращения с ТКО для всей страны. По его мнению, все электронные модели должны быть разработаны в виде хорошо продуманных и структурированных программных продуктов. Без электронной модели невозможно говорить о межсубъектном взаимодействии. Все электронные модели территориальных схем должны включать в себя схемы логистики, необходимо учитывать все звенья перегрузки, сортировки, и это надо делать в автоматизированном режиме, иметь встроенный механизм расчет тарифов. Кроме того, их разработчики должны учитывать, что это «живой» механизм, который позволяет отслеживать весь процесс и состояние отрасли в динамике.

Исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин остановился на типичных ошибках, которые выявлены после изучения принятых регионами территориальных схем. В частности, очень часто в них нет адресного перечня источников отходов, масса отходов считается по-разному, отсутствует адресный перечень контейнерных площадок и объект обращения с отходами не содержит полную информацию о вместимости. Он отметил, что Ассоциация готова выступить в качестве проектного офиса, в котором будут аккумулироваться уже существующие лучшие практики субъектов федерации.

В рамках последующих двух сессий участники обсудили порядок проведения конкурсного отбора, требования, организация взаимодействия с органами власти, организацию работы и контроль за деятельностью регионального оператора, тарифную политику деятельности регионального оператора, а также сбор, в т.ч. раздельный сбор ТКО, сортировку, переработку различных отходов, практику реализации концессионных соглашений на создание комплексных систем по переработке и утилизации ТКО, а также новые возможности привлечения инвестиций в отрасль переработки отходов.

Заместитель директора Департамента городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Маргарита Поспелова в своем выступлении отметила, что, к сожалению, до сих пор не существует определенного порядка, которым можно руководствоваться при изменении территориальных схем по обращению с ТКО. Поэтому проектом поправок, которые сейчас находятся в Государственной Думе, предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка разработки, согласования и корректировки территориальных схем. Также в проекте поправок, который разработан ведомством, предложено описание процедуры общественных обсуждений, которые должны проводится при утверждении территориальных схем. В целом, все поправки, предлагаемые ведомством, носят конкретизирующий характер и являются «точечной» донастройкой существующего законодательства.

Исполнительный директор Ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин в своем выступлении подчеркнул, что на повестке дня – ряд вопросов, требующих первоочередного решения. И хотя в целом законодательство достаточно полно регулирует сферу обращения с отходами, но текущие проблемы необходимо решать оперативно. Кроме того, очень важно правильное освещение хода реформы в средствах массовой информации и формирование у населения объективного понимания происходящих перемен. «Наша задача отработать дорожную карту реформы, чтобы субъекты учились на ошибках и предусматривали все риски, которые возможны», - сказал он. Ассоциация готова стать каналом, который будет связывать участников рынка с федеральными органами власти, способствуя взаимовыгодному диалогу.

Заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Александр Федяков сообщил, что с 1 января 2018 года прекращает действие Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и действие тарифов, которые им утверждены, прекращается. Все регулирование будет осуществляться по Федеральному закону № 458-ФЗ. В кратчайшие сроки будет меняться методика ценообразования и введено понятие льготных тарифов. Он также указал на необходимость правильной разработки территориальных схем – из-за того, что не все полигоны вносятся в схему возникают сложности по утверждение тарифов.

Генеральный директор АО «Управление отходами» Павел Бесшапов рассказал о принципах построения эффективной системы обращения с отходами в крупном регионе. В настоящий момент АО «Управление отходами» реализует 10 концессионных соглашений в восьми субъектах федерации. Это порядка 8 млрд. руб. инвестиций. Эксплуатируется 8 мусоросортировочных комплексов, 24 мусороперегрузочной станции, 5 полигонов. АСИ и Минстрой России два проекта компании в Саратовской области и Чувашии включили в онлайн-библиотеку лучших практик социально-экономического развития «Магазин верных решений». В Саратовской области территория Левобережья - 55 тыс. кв. км, - обслуживаются двумя объектами по размещению, все отходы собираются через сеть из 18 мусороперегрузочных станций и на двух мусороперерабатывающих комплексах идет стопроцентная переработка отходов.

Председатель Совета директоров Группы компаний «Чистый город» Полина Вергун поделилась опытом актуализации схем размещения объектов ТКО и принципами зонирование территории, которые позволяют снижать единый тариф регионального оператора.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru