24 апреля 2018 года в Москве начал работу V инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». В первый день конгресса прошел ряд панельных дискуссий и тематических сессий, в частности, «Рынок капитала: барьеры на пути инфраструктурных инвестиций». В ходе дискуссии, было отмечено, что рост количества планируемых к запуску проектов и расширение отраслей, в которых применяется ГЧП, требует совершенствования регулирования финансово-банковской сферы и его либерализации для инфраструктурных проектов.

Российская неделя ГЧПV инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» проходит с 24 по 27 апреля 2018 года. Первые три дня конференц-программы Российской недели ГЧП пройдут на новой технологичной площадке — Цифровое деловое пространство. Организаторами мероприятия выступают Национальный Центр ГЧП и Фонд «Росконгресс» при участии профильных федеральных министерств и поддержке Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и Агентства стратегических инициатив. Премьер-министр России Дмитрий Медведев направил приветствие участникам и гостям V Инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства». Дмитрий Медведев подчеркнул, что одним из главных условий развития страны и дальнейшего роста экономики является создание качественной и современной инфраструктуры. При этом активное участие в этом процессе должны принимать частные инвесторы, считает глава Правительства РФ. Эту задачу позволит решить новый финансовый механизм инфраструктурной ипотеки, основанный на принципах ГЧП.

В рамках V инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» состоялась презентация Рейтинга регионов по уровню развития ГЧП, подготовленного Национальным Центром ГЧП. ТОП-5 в Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Самарская области и Республика Башкортостан. Состоялись выступления представителей регионов, в частности, и.о. руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Дмитрий Преснов отметил, что в 2017 году инвестиции в основной капитал Москвы составили около 2 трлн рублей. А Председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк рассказала, что в инвестиционном портфеле города 23 проекта ГЧП, в которых общий объем инвестиций составляет 450 млрд руб.

В ходе панельной дискуссии «Рынок капитала: барьеры на пути инфраструктурных инвестиций» участники отметили, что в условиях роста дефицита бюджета субъектов Российской Федерации и одновременного сокращения прямого федерального софинансирования расходов, региональные органы власти продолжают заключать соглашения с частными инвесторами на условиях ГЧП, постепенно расширяя перечень таких объектов — появляются проекты ГЧП в сфере энергетики, IT, железнодорожной инфраструктуры, портовом хозяйстве. Рост количества планируемых к запуску проектов и расширение отраслей, в которых применяется ГЧП, требует совершенствования регулирования финансово-банковской сферы и его либерализации для инфраструктурных проектов.

Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов отметил сложность стандартизации концессионных проектов в регионах из-за серьезного расхождения в законодательных базах субъектов России. В настоящее время созданы достаточно качественные законодательные нормы, позволяющие привлекать долгосрочные инвестиции, но нормативные документы, регулирующие реализацию концессионных и ГЧП соглашений, требуют доработки. Юрий Сизов считает «ментальный» барьер — одним из основных, мешающих эффективному развитию рынка инфраструктурных инвестиций. Зачастую публичные партнеры привлекают инвестора к решению конкретной задачи, но затем перед инвестором встают все новые, «сторонние», проблемы, в решении которых не участвует публичный партнер.

Руководитель департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Олег Панкратов в качестве ключевого барьера назвал отсутствие пула проектов. Кроме того, для эффективной реализации проектов нужна качественная команда. В любой финансовой организации стоимость такой команды вырастает существенно. Олег Панкратов отметил, что фабрика проектного финансирования и инфраструктурная ипотека — знаковые инициативы в развитии рынка инфраструктурных инвестиций. Он сравнил эти инструменты с Инвестиционным фондом РФ, благодаря которому началась реализация ряда крупных проектов — строительство участка дороги Москва-Санкт-Петербург, Западного скоростного диаметра, реконструкция аэропорта Пулково.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов отметил, страховщики в настоящее время не участвуют в инфраструктурных инвестиция, хотя на рынке уже сформировалось несколько компаний, которые могут принимать участие в крупных проектах, например, «Сбербанк Страхование жизни». Поэтому в отношении страховщиков можно говорить не о каких-то конкретных барьерах, а об общей проблеме выхода страховых компаний на рынок инфраструктурных проектов. Ослабление регулирования процесса выкупа инфраструктурных облигаций для НПФ и страховых организаций может привлечь в проекты новые пенсионные фонды и открыть этот рынок для страховщиков.

Управляющий директор Sberbank CIB Константин Песоцкий отметил, что аналитики ожидают рост инвестиций в инфраструктуру. основной приток инвестиций он связывает с развитие механизма инфраструктурной ипотеки, который заработает в полной мере через определенное количество времени. При этом инвестиции в инфраструктуру не равны только ГЧП или концессиям, нельзя ограничивать рынок только этими механизмами.

В рамках последующих дней V инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» пройдет обсуждение следующих тем: «Транспортная инфраструктура: курс на опережение», «ГЧП-фильтр: как обосновать необходимость инфраструктурного проекта и выбрать эффективный способ реализации?», «Практика арбитражных судов, ФАС и прокуратуры: как добиться единообразия в принятии решений по концессиям?», «Развитие социальной инфраструктуры: от оценки потребности к новому качеству жизни», «ГЧП в IT. Границы непознанного», «Сельскохозяйственная инфраструктура. Дорожная карта частных инвестиций» и другие.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru