Президент АО «Управление отходами», член Правления НАКДИ, член Совета Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна», Павел Бесшапов отмечает, что в настоящий момент в России отсутствуют единые количественные и качественные показатели в сфере обращения с отходами. Это делает невозможным анализ и сопоставление данных на федеральном уровне, без чего невозможно качественное управление и оперативный контроль за ходом реализации реформы. В частности, это касается нормативов накопления ТКО, которые в субъектах России устанавливаются в разных единицах и дифференцированы по различным показателям, а также единых тарифов региональных операторов. Только выработка единых подходов позволит проводить анализ и принимать решения о дальнейшем развитии отрасли.

Компании группы АО «Управление отходами» по результатам конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО заключили соглашения в Мурманской, Саратовской, Нижегородской и Волгоградской областях. В этих субъектах компания работала в качестве концессионера. Концессионер создает и эксплуатирует объекты инфраструктуры. Региональный оператор управляет процессом сбора, обработки и утилизации ТКО. То есть концессионер — в первую очередь, инвестор. Региональный оператор в сфере ТКО — в первую очередь, организатор процесса.

«Управление отходами» на основе концессионных соглашений создает комплексные системы обращения с ТКО, в которые входят инфраструктурные и инженерные сооружения по обращению с отходами, приобретает все необходимое оборудование и технику. После чего объект концессионного соглашения передается в собственность концедента — субъекта Российской Федерации. Концессионер, в свою очередь, на правах долгосрочной аренды осуществляет эксплуатацию созданного объекта, модернизацию, ремонт и техническое обслуживание, а также обеспечивает возврат привлеченных инвестиций с заранее установленной доходностью.

Все объекты компании оснащены самым современным оборудованием, которое позволяет сортировать отходы, выделять полезные фракции, возвращать вторичные материальные ресурсы в экономику.

В настоящий момент в отрасли обращения с отходами сложилась ситуация, когда невозможно по имеющимся в открытом доступе данным и показателям, в частности, например, нормативов накопления ТКО в различных субъектах РФ, заниматься аналитикой в федеральном масштабе. То есть на практике, для того чтобы сравнить ситуацию по нормам накопления ТКО в интересующих регионах, придется задействовать определенные ресурсы и потратить на это довольно много времени.

Дело в том, что в каждом субъекте РФ нормативы накопления устанавливаются в тех единицах, в которых решает субъект — кто-то указывает их в кубометрах в год, кто-то в тоннах; в одних субъектах они устанавливаются на всю территорию, в других — дифференцированы по численности населения, проживающего в поселении или городском округе, по категориям потребителей, или также по категориям объектов.

Норматив накопления ТКО — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года.

Данный параметр применяется и важен для различных целей. Так, например, для вывозящих компаний он необходим для того, чтобы рассчитать, какое количество контейнеров им необходимо, поэтому этой категории участников рынка достаточно, если норма накопления указана в кубометрах в год. Объекты захоронения работают и оценивают объемы в тоннах, поэтому этот параметр для них важен в такой единице измерения, как тонны в год.

Конечно, если бы для всех 85 субъектов РФ существовала какая-то усредненная норма накопления, плотность мусора, тогда можно было бы давать примерный прогноз в целом по стране и было бы понимание, в каком направлении развиваться. Но пока такой единицы нет — каждый субъект РФ устанавливает нормативы в тех единицах, в которых ему удобнее.

Подход, который, например, принят в Саратовской области — дифференцированный расчет нормативов накопления в зависимости от количества жителей в населенном пункте — представляется правильным. В субъекте также было принято решение, что норматив накопления в городах должен быть выше, чем в небольших населенных пунктах и деревнях. Так как плата гражданина рассчитывается через тариф, умноженный на норму накопления, в этом случае даже при едином тарифе, итоговый платеж для населения в деревне получается меньше. Это при том, что в деревне на практике мусора образуется больше, чем в городе, но значительная часть пищевых отходов идет на прокорм скота и до мусоровывозящих компаний не доходит.

Cуществующая разница в единицах измерения норм накопления, объясняется тем, что для своевременной уборки и поддержания чистоты — нужно все расчеты вести через кубатуру; а вот чтобы все четко перерабатывалось и размещалось — через тоннаж. Что же касается среднестатистических норм накопления, то по существующей практике норма накопления на одного человека лежит в пределах от 300 до 400 кг. Если какой-то субъект, например, устанавливает норматив накопления порядка 600 кг на человека в год, это может быть связано с тем, что ему необходимо настроить мощности по обработке и захоронению примерно на 900 тыс. тонн в год.

Для того чтобы определить необходимые мощности инфраструктурных объектов, важно знать, сколько всего на территории субъекта образуется мусора в тоннаже. Неважно, где они будут находиться территориально, логистически все можно увязать. Тем более, что разумно строить межмуниципальные системы для обращения с отходами. Мы должны четко понимать, сколько мусора в кубах образуется в каждом населенном пункте, а в субъекте и в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО — в тоннах, чтобы можно было четко ставить задачу по строительству инфраструктуры, если таковой нет.

Из всего вышесказанного резонно вытекает вопрос, какой показатель должен лечь в основу платежа населения? Населению больше понятна единица измерения мусора в кубометрах, так как обычный гражданин просто кладет мусор в пакет и выносит, и не занимается его уплотнением. Кроме того, тут есть и социальный аспект — очень важно, чтобы мусор вовремя собирался и вывозился. Сто человек, условно говоря, образуют в год 250 куб. м в год мусора. Если мусор должен вывозиться каждый день, тогда все легко рассчитать: берем 250 делим на 365 дней, 0,7 кубометра должно вывозиться в день. Поэтому логика расчета количества контейнеров должна базироваться на объемных показателях.

Сейчас платеж для населения может формироваться одним из способов: с учетом количества проживающих на территории квартир или в зависимости от общей площади помещения. В данный момент многие эксперты рынка считают, что платеж для населения лучше формировать из расчета от общей площади помещения, причем данный подход можно зафиксировать, скажем, на переходный период реформирования отрасли. Это позволит снизить социальное напряжение, которое эксперты прогнозируют в связи с переходом на новые тарифы по вывозу отходов.

Важный момент — это существующие Правила коммерческого учета — это правила расчетов внутри системы между региональными операторами и участниками рынка. В них четко указано, что с вывозящими компаниями расчеты ведутся по кубометрам, с инфраструктурными объектами — по тоннам. Но есть случаи, когда Правила говорят рассчитываться по тоннам, а на инфраструктурных объектах в Нижнем Новгороде и в Саратове тарифы установлены в кубах. Значит нужен универсальный показатель.

Делегирование субъектам РФ возможности самостоятельно устанавливать нормативы накопления мусора, оказалось ошибочным подходом. В результате на сегодняшний день имеется разнородная и в совокупности недостоверная информация по происходящему с нормами накопления в регионах. Можно применить следующий подход — разделить территории зон деятельности региональных операторов по типам — населенные пункты с определенным количеством жителей, сельские поселения и т.д., тогда появилось бы несколько типов территорий, для которых можно было бы установить средние нормы накопления. То есть необходимо идти по пути создания типовых единых стандартов, которые бы работали в отрасли.

Подробные качественные и количественные показатели создания новой системы обращения с отходами в России были представлены в Докладе по результатам независимого мониторинга 2016–2018 годов «Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации», подготовленном Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. Доклад является единственным на российском рынке структурированным отраслевым исследованием, в котором аккумулирован уникальный массив данных об основных показателях и участниках отрасли обращения с отходами — региональных операторах по обращению с ТКО и проведенных конкурсных процедурах по их отбору в каждом субъекте России. 

В докладе представлен обзор последовательного формирования нормативно-правовой базы отрасли, в том числе приведен перечень законодательных актов, принятых Правительством России за период реформирования системы. Опубликованы данные по существующим тарифам, по которым в субъектах РФ осуществляется деятельность по вывозу, утилизации и обработке твердых коммунальных отходов, единому тарифу региональных операторов по обращению с ТКО, а также данные по количеству объектов захоронения, обработки и обращения с ТКО с их суммарной мощностью во всех субъектах России. Дан анализ формирования цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора и оценены результаты проведения аукционов среди мусоровывозящих компаний. В отдельной части доклада содержаться данные о спорных ситуациях,возникавших на этапе конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО.

Подробнее о развитии рынка зеленых  инвестиций в России в видеозаписях:

Павел Бесшапов: «Управление отходами» готово участвовать в развитии рынка зеленых инвестиций России

Павел Бесшапов: «Ресурсосбережение ХМАО» стало первым эмитентом зеленых облигаций в России

Павел Бесшапов: «Управление отходами» соблюдает принципы ответственного инвестирования