Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

09 Ноября 2018

Правительство России одобрило законопроект о привлечении частных инвесторов к реконструкции объектов культурного наследия

8 ноября 2018 года Правительство России поддержало законопроект, создающий правовые условия для максимального вовлечения частных инвесторов в сферу сохранения объектов культурного наследия путем заключения с ними концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

Правительство РоссииВ соответствии с законопроектом к реконструкции объектов культурного наследия будут относиться работы по сохранению объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Концессионеры и частные партнеры обязаны будут проводить работы по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Принятие законопроекта создаст дополнительные возможности для сохранения и восстановления объектов культурного наследия.

В настоящее время в Едином государственном реестре объектов культурного наследия зарегистрировано 144 166 объектов культурного наследия, из них 34 311 объектов находятся в неудовлетворительном состоянии, что означает угрозу физической утраты памятников.

Из федерального бюджета систематически выделяются средства на сохранение объектов культурного наследия. Соответствующие ассигнования растут: в 2016 году они составили 5,5 млрд рублей, в 2018-м — уже 9,8 млрд рублей. Это позволило отреставрировать в 2016 году 161 объект, в 2017 году 283 объекта, в 2018 году 240 объектов. Однако в реставрации нуждаются более 34 тыс. объектов, из них примерно 15% приходится на объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, остальные — в региональной и муниципальной собственности.

Для сохранения всех объектов культурного наследия в стране требуется более 3,5 трлн рублей.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на основании концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество. В перечень такого имущества входят в том числе объекты производства и инфраструктуры, железнодорожного и трубопроводного транспорта, гидротехнические сооружения, объекты образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма и другие. Действующее законодательство не выделяет объекты культурного наследия в отдельную группу и предусматривает возможность их передачи по концессии или соглашению о государственно-частном партнерстве только в рамках общего понятия «объекты культуры».

Законопроектом предлагается расширить перечень объектов концессионного соглашения, включив в него объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. При этом под неудовлетворительным будет пониматься такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты. Критерии отнесения к таким объектам определены постановлением Правительства от 29 июня 2015 года № 646.

В отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, нельзя будет проводить переустройство на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием.

Одним из существенных условий концессионного соглашения будет обязанность концессионера проводить работы по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований федерального и регионального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предлагается дополнить нормой об обязательности выполнения охранного обязательства концессионером, которому передан объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии.

В случае невыполнения концессионером работ по сохранению объекта культурного наследия концессионное соглашение может быть расторгнуто по решению суда. Законопроектом предлагается также установить возможность предоставления объектов культурного наследия на условиях соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в целях их сохранения.

В соответствии с соглашениями частным партнерам будут передаваться только такие объекты культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Элементом соглашения должны быть работы по сохранению находящегося в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности. Частный партнер в соответствии с соглашением будет обязан отреставрировать объект культурного наследия и приспособить его для современного использования в соответствии с охранным обязательством, а также требованиями федерального и регионального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

При переходе к частному партнеру права собственности на объект культурного наследия требования к его сохранности, установленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не отменяются. Таким образом, риски физической утраты таких объектов минимизированы.

Концессионер заключает с органами охраны наследия охранное обязательство, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, уголовная ответственность, расторжение самого соглашения.

С использованием government.ru

    13.12.2019
    Реклама

    Траектория роста

    Зеленые финансы

    Инвестиции в инфраструктуру

    Инвестирование средств НПФ

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО

     ПОДПИСАТЬСЯ

    на информационно-аналитические продукты

    НАКДИ