Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

7 апреля 2020 г.

Правительство России предложило снижать плату за услуги ЖКХ в случаях нарушения установленных требований

7 апреля 2020 года Правительство России внесло в Государственную Думу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований.

Проектом федерального закона по сути предлагается исключить положение части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством России.

В настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов уже предусмотрена система экономической ответственности исполнителя за нарушение непрерывности и (или) качества коммунальных услуг, в частности:

  • снижение размера платы за коммунальные услуги,
  • возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг,  
  • компенсация морального вреда.

Таким образом, основная система экономических мер ответственности, действующая в настоящее время, предусматривает снижение размера платы за коммунальные услуги как в случае нарушения непрерывности, так и в случае нарушения качества коммунальных услуг. При этом наложение штрафов совместно с указанной системой экономических мер ответственности, предусмотренное частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса, имеет следующие негативные последствия:  

  • административные расходы, связанные с необходимостью уплаты подоходного налога с суммы штрафов, будут многократно превышать его величину,
  • потребители, обязанные подавать обязательную декларацию о доходах (в том числе государственные служащие), либо те, кто составляет ее с целью получения налоговых вычетов, например, будут иметь существенные транзакционные и временные издержки по получению справок об уплаченном НДФЛ по всем фактам,
  • необходимость изменения биллинговых систем, в том числе у государственных (муниципальных) предприятий, осуществляющих деятельность по управлению жилым фондом, в сфере ресурсоснабжения, в сфере услуг по формирования платежных документов,
  • рост налоговых выплат, который в последующем потребуется учесть в тарифах (налог на прибыль учитывается в них по фактическому размеру за предшествующие периоды), а у организаций, оказывавших услуги в сфере управления, - формирование убытков.

Законопроектом предусматривается изменение последствий предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и с нарушением качества предоставления коммунальных услуг. В частности устанавливается, что в указанных случаях изменяется размер платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством России, вместо выплаты потребителю штрафа, как это предусмотрено в настоящее время.

Кроме того, законопроектом устанавливается, кем осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги, а также порядок взаимодействия в этом случае ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

С использованием duma.gov.ru и sozd.duma.gov.ru

25.02.2021
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО