15 февраля 2018 года в рамках деловой программы Российского инвестиционного форума прошла сессия «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0». В обсуждении принял участие Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, который назвал развитие инфраструктуры главным вопросом существования страны.

Деловая программа Российского инвестиционного форумаДмитрий Медведев отметил, что развитие инфраструктуры — это вопрос существования России, масштабы которой таковы, что отсутствие вложений в развитие инфраструктуры означает деградацию всей страны. В государстве создан законодательный каркас — законодательство о концессиях и ГЧП. Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что испытывает большое удовольствие, глядя на реализованные проекты в Санкт-Петербурге — Западный скоростной диаметр и реконструкция аэропорта Пулково. Но, по его словам, этих проектов — мало, а стране необходимо гораздо больше вложений.

Председатель Правительства России обратил внимания на существующее сегодня расхождение в позициях ведомств. Поэтому он призвал Минфин России и Минэкономразвития России в недельный срок представить окончательный вариант подходов к инфраструктурной ипотеке. Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что развитие цифрового мира — это очень важно, но людям нужно перемещаться в реальной жизни, по реальным дорогам.

Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов отметил, что развитие транспортной инфраструктуры имеет ключевое значение для развития экономики страны. По объемам инвестиций транспортный комплекс является лидером: в 2017 году общий объем инвестиций составил 1,8 трлн рублей, из которых 50% пришлось на внебюджетные инвестиции, 25% — было выделено из федерального бюджета, 25% — из регионального. Максим Соколов отметил, что транспорт является не только сферой обслуживания, но и драйвером развития других отраслей. 1 рубль, вложенный в транспорт, привносит в экономику 5-6 дополнительных рублей. Механизмы концессий и ГЧП соглашений Максим Соколов назвал удобными механизмами для реализации транспортных проектов. При чем удобных, как для инвесторов, так и для государства, так как механизм концессий закрепляет обязательства и распределяет риски.

Максим Соколов назвал несколько крупных проектов, реализуемых на принципах ГЧП, это «Обход Хабаровска», мост через Обь в Новосибирске и другие. При этом, по оценке министра, транспортная отрасль требует инвестиций в размере 10-15 трлн рублей.

Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО) Андрей Костин рассказал о подписанном крупными банками соглашения о Фабрике проектного финансирования. Он отметил, что похожий механизм был использован при реализации проекта реконструкции в Пулково, и подтвердил свою эффективность. Кроме того, он отметил, что необходимо внести корректировки в закон о ГЧП, который в настоящее время ограничивает банкам с госучастием возможности участия в инфраструктурных проектах.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев отметил, что Российский фонд прямых инвестиций, ДСК «АВТОБАН» и турецкая строительная компания Makyol объявили о формировании консорциума для реализации концессионного соглашения по строительству, и эксплуатации четвертого комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области. Соответствующее соглашение было подписано сегодня. Четвертый пусковой комплекс протяженностью 96,5 км является замыкающим для проекта строительства ЦКАД. Стоимость его строительства по концессионному соглашению составляет 85,4 млрд руб., включая финансирование концедента в размере 49,7 млрд руб. и частные инвестиции в размере 35,7 млрд руб. Напомним, что ЦКАД состоит из 5 пусковых комплексов — этапов строительства, предусматривающих возможность ввода в эксплуатацию отдельных пусковых комплексов как самостоятельных инвестиционных объектов. Строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги осуществляется в рамках концессионных соглашений, заключенных государственной компанией «Автодор» с ООО «Автодорожная строительная корпорация» (ЦКАД-3) и с ООО «Юго-восточная магистраль» (ЦКАД-4). Кроме того, Российский фонд прямых инвестиций совместно с японо-швейцарской компанией Hitachi Zosen Inova (мировой лидер по термической переработке отходов) и АО «РТ-Инвест» (создано при участии ГК «Ростех») договорились о реализации проекта «Энергия из отходов», предполагающего строительство четырех заводов по экологически чистой термической переработке отходов в электроэнергию в Московской области и одного — в г. Казань (Республика Татарстан).

Обсуждение вопросов, вынесенных на сессию, прокомментировал заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов. Он отметил, что в России есть большая потребность в модернизации инфраструктуры. И деньги в России есть, в частности, в системе негосударственных пенсионных фондов. Но деньги эти — большой социальной ответственности. Поэтому для них надо создавать специальные защищенные финансовые инструменты, с гарантиями самого высокого уровня. По словам Юрия Сизова, что касается инфраструктурных проектов, которые реализуются на основе концессий, то здесь основную задачу он видит в гармонизации правоприменения. Федеральный закон о концессионных соглашениях де-юре защищает вложения частного инвестора, однако при реализации проекта на практике этого явно недостаточно. Потому что в жизни проекты живут по многочисленным правилам и нормам надзорных, лицензирующих и тарифных органов, которые не только не состыкованы между собой, но и в принципе плохо соотносятся со статусом концессионера и фактически не позволяют ему эффективно и без нарушений исполнять принятые обязательства. В связи с этим он видит особую роль Минэкномразвития России как координатора и модератора единой государственной политики в сфере модернизации российской инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах обратил внимание собравшихся на то, что достижение финансового закрытия является ключевым элементом реализации проекта.

Кроме того, 15 февраля 2018 года в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи Министр финансов России Антон Силуанов отметил, что все предлагаемые инструменты — фабрика проектного финансирования, специнвестконтракты (СПИКи), инфраструктурная ипотека, концессии и обычные госконтракты — направлены на решение одной задачи, а именно создание новых институтов и инструментов стимулирования экономики. Он заметил, что количество сфер, в которых будет применяться СПИК 2.0, будет расширяться, появится возможность заключить контракт по проектам в сельском хозяйстве и инновационной промышленности и так далее. Минфин России предлагает в поправках, которые подготовлены и проходят доработку с учетом замечаний в правительстве, наличие «дедушкиной оговорки», возможность направления средств от налогов в инфраструктуру. По оценке Антона Силуанова, речь, по сути, об инфраструктурном налоговом вычете: будут гаситься затраты, которые инвестор направит на инфраструктуру. Увеличен будет и объем проектов с 750 млн до 1 млрд руб. и ряд других позиций.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru