25 марта 2019 года состоялось первое заседание Общественного совета при Минприроды России, в рамках которого прошло обсуждение вопросов развития в России рынка зеленых облигаций и хода реализации новой реформы обращения с отходами. В частности, было отмечено, что в настоящее время в сферу ТКО инвестировано порядка 20 млрд рублей, однако совокупные потребности отрасли оцениваются в 200-300 млрд рублей. По словам экспертов, решить проблему недофинансированности может только привлечение частных инвестиций, в том числе с применением механизмов зеленых облигаций.

Совет МинприродыВ ходе заседания были обозначены два основных направления деятельности совета — реализация национального проекта «Экология» и общественный контроль, в том числе оценка нормативно-правовых актов, качества госуслуг, антикоррупционной экспертизы и кадровой работы Минприроды России.

Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев в рамках первого заседания Общественного совета при Минприроды России отметил, что отрасль ТКО требует масштабного привлечения внебюджетных средств. По разным оценкам, потребности отрасли и инвестициях оцениваются от 200 млрд до 300 млрд рублей. При этом в настоящее время привлечено только порядка 20 млрд рублей, что является совершенно недостаточным для решения глобальных проблем, стоящих перед страной.

Среди сдерживающих факторов развития отрасли Денис Буцаев назвал недостаточность проработки нормативно-правовой базы, невысокую платежную дисциплину, различия в подходах к оценке нормативов накопления. Кроме того, в настоящее время тарифы в сфере обращения с ТКО становятся предметом общественного недовольства и политических механизмов, что приводит к тому, что тарифы непостоянные и непрогнозируемые даже в пределах короткого временного промежутка. При этом инвестиции в сферу ТКО — это, в большинстве своем, длинные деньги, требующие тщательной проработки финансовой модели возвратности средств. Также, по словам Дениса Буцаева, на региональных рынках ощущается и сопротивление «старых» игроков, тех, кто не захотел включиться в построение новой цивилизованной системы обращения с отходами.

Среди механизмов решения данных проблем, по мнению генерального директора публично-правовой компании «Российский экологический оператор», создание федеральной территориальной схемы, которая учтет как образователей отходов, так и все инфраструктурные элементы — как созданные, так и подлежащие созданию. Кроме того, те, кто инвестируют через зеленые облигации должны рассчитывать на определенные преференции, в том числе, налоговые. В особо значимых высокостоимостных объектах можно предусмотреть государственную поддержку. Денис Буцаев также считает, что широкое обсуждение и общественный контроль над сферой зеленых проектов и облигаций приведет к возрастанию авторитета указанного инструмента. В планах публично-правовой компании многократное увеличение объемов зеленых облигаций в России.

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик рассказала об историческом событии: первый в России выпуск зеленых облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО» включен в международный реестр зеленых бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database. Кроме того, в вышедшем годовом отчете зеленых, социальных и устойчивых облигаций Environmental Finance Bond Database Россия впервые значится в числе стран, выпустивших зеленые бонды.

Светлана Бик подчеркнула, что несмотря на скромный в мировом масштабе объем выпуска — 1,1 млрд рублей — Россия заявила о себе, как о стране, готовой развивать данный инструмент на своем рынке. Для дальнейшего развития рынка ответственного инвестирования необходима тщательная проработка оценки рисков для инвесторов. Светлана Бик предложила включить вопросы развития зеленых облигаций в число задач национального проекта «Экология», так как данные бонды эффективно соединяют в себе два разных направления — финансовую выгоду и экологический эффект.

Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев отметил важность экологической повестки. Причем, по его словам, экология стала во многом политическим направлением, а не хозяйственным. В частности, вопросы сбора и вывоза бытового мусора, которые стали гигантской проблемой в большинстве регионов страны. Мусор — фундаментальнейшая проблема для России в настоящее время. Общественные советы и организации должны активно участвовать в решении этих задач.

В Общественный совет при Минприроды России вошли 28 представителей некоммерческих организаций, в том числе Альбина Дударева (Международный центр наилучших природоохранных технологий, председатель комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды), Иван Еремин (Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов, генеральный директор ООО «Федерал Пресс.Медиа»), Ринат Гизатулин(«Деловая Россия»), Сергей Алексеев (Торгово-промышленная палата РФ), Александр Закондырин (Ассоциация организаций в области переработки и утилизации отходов «Экосистема Подмосковья»), Игорь Честин (Всемирный фонд природы), Кирилл Чистяков (Русское географическое общество) и другие.

На первом установочном заседании было решено создать рабочую группу Общественного совета Минприроды России для анализа поступивших предложений к формированию структуры Совета и плана работы на год.

Общественный Совет при Минприроды России впервые был создан в 2011 году с полным учетом всех необходимых требований законодательства. За время совместной работы было рассмотрено более 180 вопросов по стратегическим документам. Заседания Совета проходят в открытом режиме, приглашаются представители СМИ, эксперты, заинтересованные граждане. Приказом Минприроды России от 5 марта 2019 года № 135 утвержден новый состав Совета (третий с 2011 года) и его Положение.

Подробнее в видеозаписях выступлений Дениса Буцаева и Светланы Бик.

С использованием www.mnr.gov.ru