Генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев отмечает, что одной из главных задач национального проекта «Экология» является существенное увеличение уровня переработки отходов, который в настоящее время находится в России на недопустимо низком уровне. О методах реализации данной задачи, мерах поддержки инвесторов в сфере ТКО, а также о комплексном характере деятельности ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев рассказал на Отчетной сессии концессионеров-2019, состоявшейся 16 апреля 2019 года на Московской бирже.

Денис БуцаевОсновная цель деятельности ППК «Российский экологический оператор» - создание в России прозрачной, цивилизованной, современной системы обращения с отходами. Данная задача является комплексной, ее нельзя дробить на отдельные элементы, не интегрированные в единую систему. В частности, важно достичь одной из главных целей национального проекта «Экология» – высокого уровня переработки отходов. Для этого необходимо создать систему, в рамках которой проходил бы отбор фракций для вторичного использования, а «хвосты» обезвреживались, что снизило бы объемы захоронений.

Среди мер реализации данной задачи, в первую очередь, запланирована работа с нормативно-правовой базой. Ее основы в России заложены, но в настоящий момент остается достаточное число элементов, которые требуют коррекции. Они будут касаться Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,  Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и многих других. Кроме того, изменения коснутся и подзаконных актов, в частности, методик тарифообразования. В частности, запланировано создание федерального справочника по нормативам накопления, которые в настоящий момент являются существенной частью формулы тарифообразования.

Реализация данных мер необходима для создания прозрачной правовой среды для инвесторов. Из всех национальных проектов – нацпроект «Экология» является самым значительным в части запланированного объема привлечения средств частного капитала: практически 80% из 4 трлн рублей. То есть на один рубль бюджетных инвестиций планируется привлечь как минимум 3 рубля частных инвестиций. Однако, реализовать это на практике при неурегулированной нормативной базе не представляется возможным. Кроме того, необходимо создать систему гарантий для инвесторов.

В настоящее время создание цивилизованной отрасли обращения с отходами встречает определенное сопротивление, в том числе ряд политических сил использует реформу ТКО для реализации собственных интересов.

Основополагающее отличие реформы ТКО от других преобразований в России заключается в том, что она направлена не на исправление чего-то неэффективного, а на создание совершенно новой отрасли. Этой темой в России никогда не занимались. Исходя из этого принципиальная роль реформы заключается в построении инфраструктуры. В настоящий момент, несмотря на то что сформированы условия для прихода региональных операторов, подавляющее число их не имеют инвестиционной составляющей в своем тарифе и инвестиционных программ, то есть создание инфраструктурных объектов не запланировано ими. Для исправления данной ситуации также необходимо совершенствование правовой среды.

Методом повышения привлекательности отрасли для инвесторов может стать софинансирование тех инфраструктурных проектов, которые будут запущены в России. Оно предполагает различные формы реализации, но основой должны выступить государственно-частное партнерство и концессионные проекты. В настоящий момент на российском рынке это один из наиболее стабильных инструментов привлечения частных денег на достаточно длинный срок. В отрасли ТКО это особенно важно, так как проекты в данной сфере нацелены на долгосрочную перспективу. Сроки в 3-5-7 лет – это лишь желаемые сроки окупаемости, зачастую недостижимые.

Первые инвестиционные проекты планируется отобрать до июня 2019 года, подписание соглашений по ним – до конца 2019 года. Ожидается, что проекты будут реализованы в самых «горящих» регионах, которые требуют наибольших инвестиций в инфраструктуру. В настоящее время ППК «Российский экологический оператор» получил первые запросы на реализацию проектов от 28 регионов практически на 60 млрд рублей, из которых планируется привлечь 40-45 млрд рублей частных средств. Много ли это? Очень много. Достаточно ли этих средств? Критически недостаточно. Общий объем частных инвестиций в отрасль оценивается экспертами в 300 млрд рублей.

Национальный проект «Экология» ставит задачу организовать систему обращения с отходами и повысить уровень утилизации отходов уже к 2024 году. Соответственно, в 2020-2021 годах в России уже должна быть создана инфраструктурная основа.

В настоящий момент для инвесторов нет стимула заниматься переработкой, так как все, что будет заработано – вычитается из тарифа. Структура тарифа в целом неоптимальная: многие расходы региональных операторов не покрываются структурой тарифа. Структура тарифа является политизированной темой, однако она должна учитывать интересы инвесторов. Кроме того, серьезной доработки требует система разработки нормативов накопления – они должны быть прозрачны и едины для всей страны.

Инвесторы не имеют полной картины того, как организована и работает система обращения с ТКО. Для восполнения данного пробела необходимо организовать централизованную информационную систему, стандартизированную с точки зрения внесения данных. Это позволит участникам рынка пользоваться точными и актуализированными данными, которые также усилят инвестиционную привлекательность отрасли.