Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

1 февраля 2019 г.

Счетная палата России прогнозирует увеличение сроков окончания строительных работ на участках ЦКАД

1 февраля 2019 года Счетная палата России опубликовала итоги проверки эффективности расходования средств, направленных на реализацию инвестиционного проекта по строительству ЦКАД. В частности, на 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%. По данным Счетной палаты России, это не позволит завершить работы на пусковых комплексах № 1, № 3 и № 5 ранее 4 квартала 2020 года, а на пусковом комплексе № 4 — ранее 2 квартала 2021 года.

Счетная палата Российской ФедерацииБыло отмечено, что с 2015 года Счетная палата ежегодно проводит мониторинг строительства ЦКАД. В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах № 1 и № 5. Однако они не выполнены: ГК «Автодор» уже направила предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020 годы в размере 22,4 млрд рублей, ГК «Автодор» не поступят.

По мнению Счетной палаты, основные причины срыва сроков окончания работ — это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Кроме того, количество рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах не соответствует проекту организации строительства и недостаточно для ликвидации отставания работ.

На дату завершения проверки (декабрь 2018 года) ГК «Автодор» не провела корректировку проектно-сметной документации по изменению границ полосы отвода автодороги и переустройству коммуникаций. В результате из-за выхода конструкций за полосу отвода на пусковом комплексе № 1 невозможно начать строительство 8 надземных пешеходных переходов. Кроме того, проектно-сметной документацией не предусмотрено переустройство 79 инженерных коммуникаций. При этом без них невозможно приступить к строительству целого ряда участков автомобильной дороги и искусственных сооружений.

Кроме того, ГК «Автодор» не утвердила проектно-сметную документацию по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД. Не заключены договоры на строительство 2 транспортных развязок, участка автомобильной дороги, а также на переустройство ряда инженерных сетей и изъятие отдельных земельных участков. Поэтому определить полную стоимость строительства ЦКАД в настоящее время невозможно.

На 15 ноября 2018 года внебюджетное финансирование составило только 14 млрд руб. Средства были направлены в 2018 года на строительство пускового комплекса № 3 в рамках реализации концессионного соглашения и составляют 52,6% от предусмотренного на 2017-2018 гг. объема (26,6 млрд руб.). По остальным соглашениям средства инвесторов не привлечены. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства.

В ходе проверки исполнения заключенных соглашений был установлен ряд нарушений, в том числе завышение стоимости принятых и оплаченных работ. Так, на первом и пятом пусковых комплексах Госкомпания внесла изменения в проекты строительства в части устройства земляного полотна и дорожной одежды без прохождения повторной госэкспертизы. При этом в результате указанных изменений стоимость работ увеличилась на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб., соответственно.

Проверка также выявила неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета. Так, в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса Автодор оплатил работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 млн руб. Однако оплаченные работы остались не востребованы из-за изменения плана переустройства.

Коллегия приняла решение направить: информационные письма Президенту Российской Федерации и в Минтранс России; представление — в ГК «Автодор»; обращение — в ФАС; отчет — в палаты Федерального Собрания, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.

ЦКАД состоит из 5 участков — этапов строительства, предусматривающих возможность ввода в эксплуатацию отдельных участков как самостоятельных инвестиционных объектов. Строительство 3 и 4 участков Центральной кольцевой автомобильной дороги осуществляется в рамках концессионных соглашений, заключенных государственной компанией «Автодор» с ООО «Автодорожная строительная корпорация» (ЦКАД-3) и с ООО «Юго-восточная магистраль» (ЦКАД-4).

Концессионное соглашение между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и ООО «Автодорожная строительная корпорация» (специальная проектная компания, учрежденная АО «ДСК «Автобан» для реализации проекта ЦКАД-3) было подписано 19 сентября 2016 года. 1 марта 2017 года состоялось финансовое закрытие по концессионному соглашению на строительство третьего пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Акт финансового закрытия подписали представители Государственной компании «Автодор» и ООО «Автодорожная строительная корпорация». Заемное финансирование предоставляет Газпромбанк, сумма составляет 35,6 млрд руб. Общая стоимость строительства объекта 81,4 млрд руб.

Концессионное соглашение между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и ООО «Юго-восточная магистраль» было заключено в 2 июня 2017 года. Проектом ЦКАД-4 предусмотрено финансирование, строительство и дальнейшая эксплуатация участка дороги протяженностью 96,5 км. Четвертый пусковой комплекс ЦКАД пройдет по юго-востоку Московской области в 50 километрах от МКАД по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского и Раменского районов, а также городских округов Электросталь и Домодедово.

Проекты «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс № 3» и «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс № 4» включены НАКДИ в систему мониторинга информации о реализации концессионных проектов db.investinfra.ru

С использованием www.ach.gov.ru

28.06.2022
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО