Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

10 апреля 2020 г.

Сергей Тищенко отмечает невысокое присутствие проектов ГЧП в большинстве отраслей экономики

Генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Сергей Тищенко считает, что несмотря на продолжающееся развитие инструментов для реализации проектов государственно-частного партнерства, в России по-прежнему наблюдается невысокая востребованность таких инициатив во множестве потенциально пригодных отраслей экономики. Аналитическое мнение Сергея Тищенко о развитии рынка ГЧП в России опубликовано в Экспертном релизе НАКДИ «Федеральный закон о ГЧП/МЧП: цифры, факты и экспертные оценки».

Хотя проекты ГЧП в широком понимании реализуются в стране достаточно давно, они в большинстве своем направлены на решение транспортных супер-задач и не в полной мере отвечают вопросам оптимизации бюджетных затрат и привлечении внебюджетных источников фондирования. Очевидно значительное недофинансирование во многих сегментах инфраструктуры, с недостатками которых сталкивается большая часть населения страны: водоканалы, переработка ТКО, социальные объекты.

Из определенных недостатков сложившейся системы отмечается фактическое отсутствие инструментов, которые позволяли бы институциональным инвесторам, обычно вкладывающимся в крупные проекты, инвестировать в маленькие проекты, не прогоняя их в полной мере через свою собственную «фабрику проектов» - своего рода «секьюритизации», объединяющая индивидуально маленькие и не привлекательные проекты в более крупные пулы, которые уже могли бы привлекать финансирование с рынка.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» приветствует любые инициативы, которые расширяют применение существующих и создание новых механизмов реализации проектов, но считает, что потенциальные концеденты/публичные партнеры всех уровней (и особенно регионального/муниципального) недостаточно инициативны в заключении новых соглашений: либо они недостаточно осведомлены о финансовых преимуществах подобных проектов, либо видят для себя прочие реализационные риски. Рост осведомленности может придать рынку новый импульс, так как желающие инвестировать в этой не новый, но не особо распространенный рынок, все еще есть.

При этом регионам и муниципалитетам не стоит забывать, что ГЧП значит не полное перекладывание ответственности, в том числе финансовой, на частного партнера. Это участие двух сторон, и проекты, где частный партнер по финансовым вопросам подстрахован публичным (будь то капитальный грант, плата концедента или обязательства по минимальной гарантированной доходности), часто более привлекательны для инвестора. Тут дополнительно важны и рейтинги публичной стороны, как самый простой и легко доступный показатель финансового состояния региона или муниципалитета. И получать их надо раньше, чем начинается проект, так как рейтинги наиболее показательны в своей динамике.

Экспертный релиз «Федеральный закон о ГЧП/МЧП: цифры, факты и экспертные оценки» подготовлен аналитической службой НАКДИ на основе Реестра соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, подготовленного Минэкономразвития России.

В экспертном релизе приведен анализ ГЧП проектов в России, представлены экспертные оценки развития данного сегмента рынка, а также результаты проведенного опроса среди экспертного сообщества по вопросам перспектив развития ГЧП.  Кроме того, в релизе представлены визуальные элементы, отражающие дифференциацию рынка ГЧП по годам, категориям проектов, административным уровнях и т.д. 

06.07.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО