Руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ — управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер отмечает, что ЗАО «Лидер» является одной из крупнейших управляющих компаний средствами НПФ в России, объем средств под управлением составляет 475 млрд рублей. Компания обладает десятилетним опытом работы на рынке ГЧП, суммарный объем инвестиций по проектам составляет порядка 100 млрд рублей. Об опыте инфраструктурных инвестиций, условиях участия компании в ГЧП проектах, а также барьерах, возникающих перед инвесторами в ходе участия в проектах, Сергей Кербер рассказал на Отчетной сессии концессионеров-2019, состоявшейся 16 апреля 2019 года на Московской бирже.

ЗАО «Лидер» является одной из крупнейших управляющих компаний средствами НПФ в России, объем средств под управлением составляет 475 млрд рублей. Компания обладает десятилетним опытом работы на рынке ГЧП, суммарный объем инвестиций по проектам ГЧП составляет 100 млрд рублей. Компания присутствует в 20 регионах России, участвуя в ГЧП проектах по 5 направлениям деятельности.

В период с 2009 года по 2019 год в России 12 компаний-концессионеров осуществили 31 выпуск концессионных облигаций общим объемом порядка 99 млрд рублей. Наибольшее количество проектов с выпусками концессионных облигаций общим объемом 57 млрд рублей реализуется при поддержке ЗАО «Лидер», среди них: Северный обход Одинцова (объем выпусков облигаций — 18 млрд рублей), коммунальные концессии (15 млрд рублей), концессии по переработке ТКО (11 млрд рублей), создание трамвайной сети в Санкт-Петербурге (11 млрд рублей), спортивная инфраструктура (2 млрд рублей).

Компанией определен основной фокус на проектах в транспортном сегменте. В частности, компания участвует в реализации таких проектов, как строительство автомобильных дорог Северный обход Одинцова и Северного дублера Кутузовского проспекта. Доля транспортных концессий, реализуемых при участии ЗАО «Лидер», в концессионных проектах стоимостью свыше 1 млрд рублей составляет 14%.

Концессионные проекты — это долгосрочные проекты, связанные с созданием государственных объектов, поэтому ключевая задача — сформировать такие условия, которые позволят гарантировать участникам проекта, в первую очередь, возвратность инвестиций и определенный уровень доходности. В связи с этим ЗАО «Лидер» уделяет внимание роли публичного партнера в проекте, предпочитая проекты с участием федеральных органов власти, или в тех регионах, руководство которых оказывает концессионерам поддержку и предоставляет ряд гарантий.

Проект, участие в котором рассматривает ЗАО «Лидер» должен иметь высокий кредитный рейтинг — не ниже ВВВ+. Кроме того, компания старается участвовать в проектах, в которых предусмотрен прямой сбор платы концессионером и возможность влияния на ее размер, тем самым реализуя проекты, где самостоятельная деятельность концессионера позволяет обеспечить существенную часть доходности, а не только полагаться на субсидии и поддержку со стороны концедента. Эффективность деятельности в реализации проектов позволяет обеспечивать высокий уровень доходности.

Инвесторы рассчитывают ограничение ответственности концессионеров по тем рискам, которые для них являются неуправляемыми, например, риски, связанные с переносом коммуникаций. Зачастую, приступая к реализации проекта, нет четкого понимания, какие именно коммуникации и в каком объеме расположены на участке будущего строительства, соответственно, невозможно точно определить объем работ, необходимый для подготовки территории.

Наиболее привлекательными являются проекты с «плавающей» ставкой тарифа, которая, в отличии от фиксированной, позволяет в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить достаточный уровень защиты инвестиций и минимизировать риски реализации проектов.

Инфраструктурные проекты должны предполагать участие концедента в качестве софинансирующей стороны: вся стоимость создания крупных объектов не может быть переложена целиком на потребителя, необходимо финансирование из бюджетных средств. В связи с этим участие концедента в виде капитального гранта на стадии запуска проекта является серьезным подтверждением его финансовых намерений и заинтересованности в проекте. Также инвесторы рассчитывают на благоприятный налоговый режим и организацию системы налоговых преференций.

Кроме того, из организационных условий участия ЗАО «Лидер» в проекте выделяются: понимание публичным партнером необходимости дофинансирования тарифных концессий, наличие механизмов компенсации концедентом или досрочного расторжения соглашения при существенном изменении стоимости объекта, готовность концедента изменять документацию по территориальному планированию для оптимизации проекта.

В настоящее время в развитие инфраструктурных проектов в России инвестировано порядка 0,4 трлн рублей частных средств, из которых 25% — это средства негосударственных пенсионных фондов, а 75% — банков. При этом НПФ и банковский сектор управляют средствами в размере порядка 3 трлн рублей, а общая потребность в финансировании инфраструктуры в России оценивается в 30 трлн рублей.

В последнее время наблюдается ряд позитивных тенденций, среди которых активное внимание со стороны президента к развитию инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства, совершенствование законодательства, активная роль Внешэкномбанка, который активно включился в процесс развития инфраструктурных проектов, политика Банка России с точки зрения оптимизации регулирования.

Однако, существует ряд факторов, препятствующий проактивному развитию концессий и ГЧП. В первую очередь они связаны с недостаточной подготовленностью проектов со стороны концедента и неготовностью публичного партнера реализовывать те принципы, которые важны инвесторам. Существует идеологическое недопонимание со стороны государственных органов природы ГЧП: средства инвестора — это средства, которые нужно возвращать. Российским чиновникам привычнее и комфортнее работать с госзаказами, госинвестициями. В связи с этим необходимо организовывать активную разъяснительную работу с регионами, большую роль в данном процессе может сыграть Банк России.

В России существуют значительные нестыковки в законодательстве. В частности, в мировой практике не существует такого понятия как «третья сторона» в концессионном соглашении: концедент, в лице муниципалитета или региона, устанавливает тарифы в сфере коммунальной инфраструктуры в ходе партнерских переговоров с частным инвесторов. В России в качестве третьей стороны зачастую выступает тарифный орган, например, региональная энергетическая комиссия, которая действует в собственной логике установления тарифов, несогласованной подчас с условиями концессионного соглашения, что создает существенные риски для инвесторов. Кроме того, концедент зачастую диктует завышенные неадекватные ожидания по решению инфраструктурных проблем концессионером в короткий срок.

Среди путей решения данных проблем: институциализация концессионных облигаций в стандартах эмиссии облигаций и в стандартах раскрытия информации, развитие методик рейтингования, создание негосударственных инфраструктурных фондов, в частности, предоставление права НПФ приобретать паи «инфраструктурных фондов» (в объеме не более 5% активов на каждый ПИФ) на пенсионные резервы и накопления в случае, если в ПИФе более 80% составляют облигации или финансовые обязательства, имеющие допустимый уровень рейтинга от уполномоченного рейтингового агентства. Кроме того, необходима государственная поддержка в инициировании и внедрении механизмов концессионных облигаций и иных финансовых инфраструктурных инструментов.

Подробнее в видеозаписи выступления — Сергей Кербер: ЗАО «Лидер» имеет 10-летний опыт инвестирования в российские ГЧП проекты

16 апреля 2019 года на Московской бирже состоялась Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019). В рамках мероприятия прошло обсуждение вопросов инвестиционной деятельности организаций, финансирующих крупные инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств на рынке капитала. Ключевыми темами ОСК-2019 стали вопросы финансирования региональных инфраструктурных проектов в контексте реализации национальных приоритетных программ.

Организаторами Отчетных сессий концессионеров выступают Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), Московская биржа и экспертный Интернет-журнал «Концессии и инфраструктурные инвестиции» investinfra.ru.