Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик отмечает, что в настоящее время на рынке остро ощущается не дефицит денег, а нехватка качественных проектов и финансовых инструментов длинных денег. Несмотря на колоссальную потребность в частных инвестициях и принимаемые меры по развитию финансового рынка, бюджетные и банковские ресурсы являются основным источником финансирования социально-значимой инфраструктуры, в том числе в регионах России, а доля концессионных облигаций в общем объеме облигационного рынка не превышает одного процента. Экспертная статья Светланы Бик опубликована в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года».

Светлана БикПо итогам 2018 года суммарный объем концессионных соглашений в средней и крупной категории проектов превысил в стране рекордные 500 млрд руб. Однако более половины этого объема составляют всего три мега-сделки федерального уровня. За их исключением фактический объем инвестиций в региональные проекты через механизм ГЧП значительно снизился.

Среди основных трендов концессионного рынка в 2018 году: рост количества конкурсов средней и крупной категорий при снижении общего количества конкурсов, значительный рост суммарного объема инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям и рост количества проектов с первичным привлечением средств институциональных инвесторов через концессионные облигации и новых эмитентов. Кроме того, ведущим трендом последних лет стало — смещение ГЧП от частного к государственному, от мелких и средних проектов к мегапроектам, от рыночных механизмов к распределительным.

По данным НАКДИ, в России зарегистрировано 33 выпуска облигаций 13 эмитентов-концессионеров на сумму 100,9 млрд руб. Из них на бирже обращается 28 выпусков концессионных облигаций 11 эмитентов на сумму 78,4 млрд руб. Два выпуска серии 01 АО «Главная дорога» на сумму 0,3 млрд руб. и класса «Б» ООО «Магистраль двух столиц» на сумму 11,250 млрд руб. погашены.

По облигациям серии 01 на сумму 8,5 млрд руб. ООО «Тверская концессионная компания», выпущенным для финансирования строительства Дворца водных видов спорта в Саратове — дефолт. В октябре 2018 года облигации исключены из Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа. Торги данными ценными бумагами прекращены.

В 4 квартале 2018 года компания «Ресурсосбережение ХМАО» осуществила первый в России выпуск зеленых облигаций на сумму 1,1 млрд руб. на основе Green Bond Principle ICMA. Компания получила second opinion от европейского рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH. Облигации размещены для финансирования концессионного проекта строительства и эксплуатации полигона ТКО в Нефтеюганском районе в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

В начале 2019 года первый в России выпуск зеленых облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО» включен в международный реестр зеленых бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database. Кроме того, в вышедшем годовом отчете зеленых, социальных и устойчивых облигаций Environmental Finance Bond Database Россия впервые значится в числе стран, выпустивших зеленые бонды. Это является знаковым, историческим событием для финансового рынка России.

Несмотря на скромный в мировом масштабе объем выпуска — 1,1 млрд рублей — Россия заявила о себе, как о стране, готовой развивать данный инструмент на своем рынке. Для дальнейшего развития рынка ответственного инвестирования необходима тщательная проработка оценки рисков для инвесторов. Вопросы развития зеленых облигаций должны быть включены в число задач национального проекта «Экология», так как данные бонды эффективно соединяют в себе два разных направления — финансовую выгоду и экологический эффект.

Финансовый рынок также должен «слышать» запросы реального сектора и уметь мобилизовывать капитал для решения стратегических задач страны. Банк России разработал Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов, в которых появились кардинально новые векторы, в частности, развитие социально-ответственного инвестирования, в том числе с применением механизма зеленых облигаций.

В настоящее время в мире зеленые финансовые инструменты — довольно жесткая и четко выстроенная система мобилизации средств различных групп инвесторов. На глобальных рынках успешно функционируют не только зеленые облигации, но и другие инструменты зеленого финансирования.

Понимание важности зеленого финансирования давно стало одной из основных повесток в деятельности крупнейших политических и финансовых институтов, в частности, в европейских странах с высоких правительственных трибун звучат призывы в развитии ответственного инвестирования: недавно Министр экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции отметил, что в современном мире «если ты не зеленый, то у тебя нет будущего».

В мире целевые зеленые финансовые инструменты включают в себя не только бонды, но и кредиты, страховые инструменты, механизмы зеленых закупок. За 10 лет совокупная эмиссии зеленых облигаций в мире превысила $500 млрд. По прогнозам Climate Bonds Initiative, эмиссия зеленых облигаций может составить в 2019 году $250 млрд.

В современном мире выделяются три глобальных тренда ответственной экосистемы. Первый тренд — ужесточение правил рынка. Второй — создание цепочек, то есть зеленая идеология должна находить отражение по всей цепочке хозяйственной деятельности, включая ее финансирование и инвестиции. Третий тренд — акцент на климат на фоне других целей устойчивого развития. Однако очевидно, что ситуация должна меняться в ближайшее время: в мире нарастают острые социальные проблемы, для реализации которых надо аккумулировать капитал.

В этой связи четко обозначаются особенности российской ситуации. В настоящее время на рынке отсутствует консолидированная позиция государства, методологии и институты оценки рисков ESG-инвестирования, а также системное представительство российских интересов при формировании глобальных правил. При этом в России есть огромный пласт реальных участников ответственного инвестирования — в первую очередь, это касается компаний-экспортеров, которые ориентированы на внешние правила экосистемы. В то же время, в России есть компании внутреннего рынка, для которых очевидна потребность в соразмерных правилах, сглаживающих и адаптирующих зарубежные подходы и критерии в сфере зеленых финансовых инструментов.

С полной версией экспертной статьи Светланы Бик «Российский рынок испытывает дефицит финансовых инструментов длинных денег и качественных проектов» можно ознакомиться в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года»

 

 

Презентация Годового доклада состоялась 16 апреля 2019 года на пятой Отчетной сессии концессионеров на Московской бирже (ОСК-2019).