20 Августа 2019

Светлана Бик считает нестабильные правила и незапланированные обязательства региональных операторов главными угрозами реформы ТКО

9 августа 2019 года на радиостанции «Спутник» в рамках программы «В центре внимания: экспертиза главного события дня» состоялось обсуждение внедрения в России новой системы обращения с отходами — «Мусорная реформа: ожидания и реальность». В дискуссии приняли участие исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, член экспертного совета по национальному проекту «Экология», член подгруппы рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы» Светлана Бик, руководитель московского движения «РазДельный Сбор» Валерия Коростелева и обозреватель радио «Спутник» Илья Харламов.

В ходе обсуждения Светлана Бик отметила, что реализация реформы в сфере обращения с отходами требует четких, постоянных правил. В настоящее время, в начале реформы, отсутствие данных правил ощущается наиболее остро: дважды переносилась дата введения новой системы, статус и основы деятельности регионального оператора по обращению с ТКО — ключевого участника рынка — требуют доработки и т.д. В частности, на конец 2018 года 85 субъектов РФ, то есть фактически вся страна, имели утвержденные территориальные схемы обращения с отходами, на основе которых были проведены конкурсные процедуры и заключены договоры с региональными операторами. Однако, с начала 2019 года начался активный процесс пересмотра территориальных схем, то есть в процессе деятельности стали меняться основные параметры, в том числе нормативы и тарифы.

Причины такого непостоянства в правилах организации новой реформы комплексные: от бюрократических недоработок до экономических интересов определенных кругов. Однако, решение сложившейся ситуации должно быть найдено в рамках законодательного поля и заключенных ранее соглашений. В частности, внедрение раздельного сбора мусора не прописано ни у одного регионального оператора в договорах, не понятны источники финансирования данного механизма. Кроме того, бытует заблуждение, что раздельный сбор мусора сокращает затраты, наоборот, особенно на первых этап, он требует большего финансирования, потому что появляется два технологических процесса. Это дополнительная нагрузка, которая не предусмотрена ни в тарифе, ни в других параметрах соглашений с региональными операторами.

В начала реализации реформы самым болезненным остается вопрос роста тарифов, в том числе для юридических лиц. Но рост тарифов обусловлен качественно-новым уровнем обращения с отходами. Если ранее небольшой магазинчик платил нелицензированному перевозчику, который отвозил отходы в ближайший овраг, это стоило недорого, но если эти отходы будут включены в систему обращения с отходами, то есть поступят на сертифицированные переработку и захоронение, то, естественно, это ведет к удорожаю технологических процедур. С начала 2019 года поменялась основа тарифообразования: раньше тариф получал перевозчик, а не оператор конечного инфраструктурного объекта, который отвечает за безопасную утилизацию мусора. Перевозчики не видели экономической выгоды отвозить отходы на современные комплексы и полигоны, то есть «делиться» тарифом, максимальная выгода достигалась за счет складирования в ближайших лесах и полях.

Все эксперты сходятся во мнении, что цивилизованную систему обращения с отходами невозможно построить одномоментно. По мнению Светланы Бик, стране необходимы пилотные проекты, реализация которых поможет не только экологическому просвещению населения, но и даст возможность обсчитать всю экономику процесса.

Россия ежегодно производит порядка 70 млн тонн коммунальных отходов, перерабатывается из которых лишь 5-7%. В настоящее время часто слышатся сравнения со «всем цивилизованным миром», происходит деление на «мы» — Россия и «они» — совокупный опыт зарубежных стран. По мнению Светланы Бик, данное деление некорректно, так как в каждой стране свои условия сбора и транспортировки отходов, своя численность населения и расстояния между объектами, к тому же большинство развитых стран мира внедряют культуру обращения с отходами в течение нескольких десятилетий, применяя, в том числе, жесткие штрафные санкции к нарушителям — как операторам по обращению с отходами, так и к потребителям. В частности, когда в России говорят о раздельном сборе мусора, то практически не звучит, что данный процесс предусматривает не только права, но и обязанности потребителей. То есть потребитель, заключая договор о раздельном сборе мусора, берет на себя обязательство разбирать отходы в оговоренном формате, за нарушения которого полагается определенная ответственность.

Государство должно четко понимать, что для направления капитала в какую-то отрасль необходимы понятные и стабильные правила игры, а также гарантии возвратности средств. В настоящее время в рамках реформы неплатежи в среднем по России составляют 60% — ни одна финансовая модель не сможет долго существовать с такой возвратностью. Банки не будут предоставлять кредиты предприятиям, у которых нет динамики в улучшении собираемости. Именно поэтому государство должно оказывать инвесторам в ТКО беспрецедентные меры поддержки. В настоящее время в России заключено 19 концессионных соглашений в сфере обращения с отходами, что составляет 8% от общего числа концессионных проектов в России и 1% от совокупного объема привлеченных средств.

Кроме того, Светлана Бик подчеркнула, что помимо коммунальных отходов в России остро стоят вопросы утилизации промышленных и особо опасных отходов. Например, до недавнего времени в стране полностью отсутствовала программа ликвидации медицинских отходов.

С полной версией радиопрограммы «В центре внимания: экспертиза главного события дня» - «Мусорная реформа: ожидания и реальность» — можно ознакомиться по ссылке.

    23.10.2019
    Реклама

    Траектория роста

    Зеленые финансы

    Инвестиции в инфраструктуру

    Инвестирование средств НПФ

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Региональные операторы по обращению с ТКО

     ПОДПИСАТЬСЯ

    на информационно-аналитические продукты

    НАКДИ