Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

10 февраля 2020 г.

Светлана Бик в эфире РБК-ТВ отметила невозможность регулирования рынка ГЧП по единым правилам СЗПК

10 февраля 2020 года в прямом эфире РБК-ТВ в рамках программы «Деловой День» состоялось обсуждение на тему «Защита инвесторов: как изменится регулирование ГЧП и концессий». В дискуссии приняла участие исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик.

В обсуждении также участвовали заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве России Александр Радуцкий, управляющий партнер VEGAS LEX Александр Ситников, управляющий директор Green Light Capital Денис Сверчков. Ведущий программы – журналист Павел Демидович.

Светлана Бик отметила, что сам регламент обсуждения законопроекта вызывает удивление у экспертного сообщества и полностью противоречит международной практике, когда для разработки системно-значимых законопроектов создается специальная  группа экспертов с возможностью присоединения к ее работе широкого круга заинтересованных лиц, а документы, включая протоколы заседаний, размещаются в открытом доступе. Обсуждение же так называемого российского «инвесткодекса» проводится в закрытом формате: эксперты владеют только обрывочной информацией, не имея открытого доступа к документам в их развитии.

Законопроект вызвал серьезные обсуждения среди участников рынка, поскольку идеологически и методологически нельзя регулировать частные промышленные и публичные инфраструктурные инвестиции общими правилами: в их основе лежат совершенно разные механизмы. Кроме того, новый законопроект вступает в разногласие с существующим законодательством в сфере концессий и ГЧП даже на уровне дефиниций. В связи с этим в настоящее время рынок инвестиций в стране замер.

Кроме того, Светлана Бик акцентировала внимание на том, что при подготовке законопроекта Минфин России использовал цифры и плавающие оценки без опоры на релевантные источники, в том числе в анализе бюджетных рисков при реализации концессионных проектов. Однако, по оценке НАКДИ, из 3 тысяч концессий, реализуемых в России, порядка 2,7 тысяч не имеют не только бюджетных, но и частных обязательств. Это небольшие операторские концессии в ЖКХ, инвестиции в которых осуществляются за счёт тарифа.

В настоящее время НАКДИ на основе в Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru завершает анализ концессионных сделок  с объемом инвестиционных обязательств свыше 100 млн рублей. По предварительной оценке, ситуация кратно отличается от данных, озвученных Минфином России. По состоянию на 10 февраля 2020 года НАКДИ осуществляет мониторинг реализации 319 значимых инфраструктурных проектов, суммарный объем инвестиционных обязательств по которым составляет 2,3 трлн руб.

По словам Светланы Бик, на рынке концессий накоплен достаточный опыт, на основе которого можно дорабатывать профильное законодательство, углублять оценку рисков не только публичной, но и частной стороны. Исключение концессий и ГЧП, а также естественных монополий, которые также высказываются о необходимости вывести их деятельность из сферы регулирования законопроекта о СЗПК, вернет документ к исходному посылу – защита промышленных инвестиций и развитие этого рынка. Но законопроект не должен стать единым руководством для всех рынков инвестирования в стране без учёта особенностей разных сфер и типов инвестиций.

Ранее Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов опубликовала Резолюцию крупнейших инфраструктурных инвесторов страны в отношении законопроекта о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Участники рынка инфраструктурных проектов России, которые реализуют около 50 проектов с суммарным объемом инвестиционных обязательств порядка 1 трлн руб., призывают исключить концессии и ГЧП из сферы применения Законопроекта.

26.11.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО