Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

31 марта 2020 г.

Светлана Бик в годовом докладе НАКДИ анализирует причины стагнации на рынке концессий в 2019 году

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России Светлана Бик отмечает, что в 2019 году рынок концессий демонстрировал снижение количества заключенных соглашений и объема инвестиционных обязательств. По итогам 2019 года по сравнению с предыдущим годом количество соглашений средней и крупной категорий и объем инвестиционных обязательств сократились почти вдвое. Экспертная статья Светланы Бик «Стагнация на рынке концессий: в чем причины спада и как его преодолеть» опубликована в Годовом докладе по результатам независимого мониторинга «Концессии в России-2019. Основные итоги и тренды». 

Для реализации национальных проектов в части развития инфраструктуры, по оценкам экспертов, необходимо привлечь до 2024 года порядка 7 трлн руб. внебюджетных средств. Ряд российских экспертных организаций говорит о масштабных цифрах: по их данным, в России к настоящему времени заключено порядка 3,5 тыс. концессионных и ГЧП соглашений суммарным объёмом порядка 3 трлн рублей. Именно эту цифру взял за основу в своем анализе Минфин России, утверждая, что 3 трлн рублей – бюджетные риски.

Однако, по данным НАКДИ, эта цифра не отражает ни реального объёма рынка, ни рисков бюджета. Поскольку в России рынок пока развит слабо, его структура говорит о небольшом количестве реальных участников и довольно больших рисках не бюджета, а частной стороны. Так, по данным НАКДИ, почти за 15 лет развития из 3,5 тыс. концессий только 280 заключены в категории средних (от 100 млн рублей до 1 млрд рублей) и крупных (свыше 1 млрд рублей) проектов суммарным объёмом около 1,8 трлн рублей. При этом 18 мегапроектов составляют львиную долю этого объёма – свыше 1,3 трлн.

За порогом ниже 100 млн руб. находятся проекты, где инвестиции как таковые отсутствуют, – это мелкие коммунальные концессии, которые получают кредиты и затем из тарифа их погашают. Участие государства в данных концессиях встречается в форме регулярного эксплуатационного платежа. То есть фактически это операторские, а не инвестиционные концессии, через механизм которых поддерживается нормальная эксплуатация объектов с компетенциями частной стороны.

По оценкам НАКДИ на конец 2019 года по 145 концессионным проектам (в т.ч. проекты ЖКХ, с даты заключения которых прошло более 3 лет) завершилась инвестиционная стадия, построены или модернизированы объекты, по которым суммарный объём осуществленных частных инвестиций концессионеров составил 320 млрд руб. Однако часть вложенных средств – порядка 60 млрд руб. – уже возвращены в ходе эксплуатации объектов (с учетом дисконтирования). То есть предельная величина реальных непогашенных инвестиций составляет порядка 260 млрд руб., от которой можно рассчитывать условные финансовые обязательства и риски публичной стороны в случае необходимости компенсации расходов концессионера при расторжении концессионных соглашений.

Кроме того НАКДИ посчитала обязательства публичной стороны, от которых можно рассчитывать риски частной стороны: финансовые обязательства по инвестициям и возвратности – 614 млрд руб., а также нефинансовые обязательства по установлению тарифа составляют 498 млрд руб., которые, в случае их неисполнения, становятся финансовым риском частной стороны.

3,5 тыс. концессионных и ГЧП соглашений суммарным объёмом порядка 3 трлн руб. – именно такие цифры и плавающие оценки без опоры на релевантные источники использовал Минфин России при подготовке законопроекта о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Сам регламент обсуждения законопроекта не соответствовал общепринятой международной практике, когда для разработки системно-значимых законопроектов создается специальная группа экспертов с возможностью присоединения к ее работе широкого круга заинтересованных лиц, а документы, включая протоколы заседаний, размещаются в открытом доступе. Обсуждение же так называемого российского «инвесткодекса» проводилось в полузакрытом формате: эксперты владели обрывочной информацией, не имея открытого доступа к документам в их развитии.

Законопроект вызвал серьезные обсуждения среди участников рынка, поскольку идеологически и методологически нельзя регулировать частные промышленные и публичные инфраструктурные инвестиции общими правилами: в их основе лежат совершенно разные механизмы. Кроме того, новый законопроект вступил в разногласие с существующим законодательством в сфере концессий и ГЧП даже на уровне дефиниций. В связи с этим в настоящее время рынок инвестиций в стране замер. 

С полной версией экспертной статьи Светланы Бик «Стагнация на рынке концессий: в чем причины спада и как его преодолеть» можно ознакомиться в Годовом докладе по результатам независимого мониторинга «Концессии в России-2019. Основные итоги и тренды». 

03.06.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО