16 января 2019 года опубликованы итоги практики антимонопольного контроля проведения торгов по отбору региональных операторов по обращению с ТКО. В 2018 году ФАС России рассмотрела 69 жалоб на действия организаторов торгов при отборе региональных операторов по обращению с ТКО. Жалобы поступили на конкурсные процедуры, проходившие в 27 субъектах Российской Федерации.

ФАС РоссииВ рамках реформирования системы управления отходами соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами должны заключаться на конкурентной основе, а именно по итогам проведения торгов. Победу на торгах, проводимых органами власти субъекта, одерживает организация, предложившая наилучшие условия. Контроль за порядком проведения торгов возложен на антимонопольную службу.

При выявлении ряда грубых нарушений Правил обращения с отходами и отраслевого законодательства ФАС России выдавала предписания об отмене торгов или внесении изменений в конкурсную документацию. Всего было выдано 25 предписаний, в том числе отменивших 11 торгов.

В числе наиболее распространенных и грубых нарушений, выявленных на торгах по отбору региональных операторов:

  • установление в конкурсной документации минимального размера стоимости услуг оператора. Конкретизация цены не позволяет потенциальным участникам конкурса предложить свои услуги по меньшей стоимости, а организатору получить наилучшее предложение по цене,
  • включение в проект соглашения обязанности регионального оператора по строительству объектов по обращению с ТКО, что нарушает права таких организаций, поскольку законодательно за ними закреплены обязанности исключительно по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Осуществление строительства объектов обращения с ТКО не входит в круг их обязательств, определенных законом,
  • отказ организациям в допуске к торгам по непредусмотренным законодательством основаниям. Подобные действия организаторов ограничивает конкуренцию на торгах и не позволяют получить выгодное предложение на лучших условиях,
  • недостаток сведений в конкурсной документации, требуемых в соответствии с законодательством, приводит к невозможности потенциальных участников конкурса сформировать заявку, осуществить расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и сделать конкурентное предложение.

По данным ФАС России, по итогам 2018 года в отдельных субъектах Российской Федерации:

  • не завершены процедуры отбора регионального оператора (Краснодарский край, Красноярский край, Магаданская область, г. Москва, Ульяновская область),
  • по отдельных зонам деятельности расторгнуты соглашения по обращению с ТКО (Владимирская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Курганская область, Ненецкий АО, Омская область, Приморский край, Республика Марий Эл, Хабаровский край),
  • в отдельных зонах перенесены сроки начала деятельность региональных операторов (Амурская область, Архангельская область, Воронежская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Республика Бурятия, Республика Саха, Рязанская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Томская область, ХМАО).

В общей сложности 26 субъектов Российской Федерации до настоящего времени полностью или в части отдельных зон не перешли на новую систему обращения с ТКО.

С использованием fas.gov.ru