Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

2 марта 2020 г.

В годовом докладе о развитии концессий в России НАКДИ публикует экспертную оценку рисков

2 марта 2020 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру публикует краткую версию Годового доклада по результатам независимого мониторинга «Концессии в России-2019. Основные итоги и тренды», в котором представлен концессионный профиль России, отражены основные итоги рынка в динамике с 2016 года,определены лидеры рынка, приведена оценка эффективности субъектов РФ по привлечению частных инвестиций в региональную инфраструктуру через механизм концессии. Впервые дана количественная оценка обязательствам и рискам сторон по концессионным соглашениям.

По итогам 2019 года по сравнению с предыдущим годом количество концессионных соглашений средней и крупной категорий и объем инвестиционных обязательств сократились почти вдвое. В 2019 году заключено 2 соглашения категории мегапроектов (от 30 млрд руб.), которые составили более 61% суммарного объема инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям анализируемых категорий за 2019 год.

На конец 2019 года в России заключено 280 концессионных соглашений с инвестиционными обязательствами свыше 100 млн руб. на общую сумму почти 1,8 трлн руб.  Из них:

  • 478 млрд руб. составляет объем прямых обязательств публичной стороны по созданию и модернизации инфраструктурных объектов,
  • 1,286 трлн руб. составляет объем инвестиционных обязательств частной стороны. Из них,
    • 999 млрд руб. – собственные или привлечённые инвестиции,
    • 287 млрд руб. – инвестиции из тарифа для проектов ЖКХ.

Обязательства концессионера и риски публичной стороны

По оценкам НАКДИ, на конец 2019 года из 280 проектов в отношении 145 завершилась инвестиционная стадия (в т.ч. проекты ЖКХ, с даты заключения которых прошло более 3 лет), построены или модернизированы объекты, по которым суммарный объём частных осуществленных инвестиций концессионеров составил 320 млрд руб. Однако часть вложенных частных инвестиций уже возвращены в ходе эксплуатации объектов (учтено дисконтированием). То есть в случае расторжения всех проинвестированных частной стороной концессий к «погашению» может быть предъявлены не более 260 млрд руб. что является предельной величиной, от которой можно рассчитывать условные финансовые обязательства или риски публичной стороны. В мировой практике в модель оценки рисков для проектов ГЧП принято закладывать не более 10 % от предельного объема обязательств. В России этот бенчмарк находится на стадии формирования.

В 2019 году Минфин России оценил забалансовые риски бюджета России по проектам ГЧП в 3 трлн руб., что не подтверждается экспертными оценками НАКДИ, основанными на системном мониторинге рынка и его статистическом описании.  

Обязательства концедента и риски частной стороны

Из 280 концессионных проектов в 50 предусмотрены прямые финансовые обязательства публичной стороны на инвестиционной стадии объемом 478 млрд руб. По 32 из 50 проектов инвестиционный цикл еще не завершился, при этом объем прямых финансовых обязательств публичной стороны по таким проектам составляет 326 млрд руб., что является предельной величиной, от которой можно рассчитывать риски частной стороны на инвестиционной стадии.

В 91 проекте предусмотрены прямые финансовые обязательства публичной стороны после ввода объекта в эксплуатацию объемом 846 млрд руб., за счет которых осуществляется возвратность вложенных инвестиций и эксплуатация объектов. Из 91 проектов 37 проектов – уже перешли на эксплуатационную стадию, построен и реконструирован объект. По этим проектам объем прямых финансовых обязательств публичной стороны – 288 млрд руб., что является предельной величиной, от которой можно рассчитывать риски концессионера на эксплуатационной стадии.

Кроме того, существуют прямые нефинансовые обязательства публичной стороны по установлению тарифа, за счет которого осуществляются инвестиции (для проектов ЖКХ) и возвратность (для проектов любой сферы). Эти обязательства, в случае их неисполнения, становятся финансовым риском частной стороны. Для 157 проектов ЖКХ – это 362 млрд руб., для 17 проектов транспортной и социальной сфер, в рамках которых уже построены или модернизированы объекты – 136 млрд руб.

Таким образом, предельный объем обязательств публичной стороны в настоящее время составляет:

  • Финансовые обязательства по инвестициям и возвратности - 614 млрд. руб., в том числе: 326 млрд руб. – для проектов, инвестиционный цикл по которым еще не завершился; 288 млрд руб. – для проектов, инвестиционный цикл по которым завершился, объект построен и введен в эксплуатацию.
  • Нефинансовые обязательства по установлению тарифа составляют 498 млрд руб. в т.ч. 362 млрд руб. в рамках проектов ЖКХ; 136 млрд руб. для проектов транспортной и социальной сфер, в рамках которых уже построены или модернизированы объекты. 

Использование зарубежных бенчмарков для оценки рисков частной стороны по концессионным проектам НАКДИ считает нецелесообразным в связи с особенностями российской институциональной среды, в которой присутствует высокая степень риска для частной стороны. Это особенности должны быть включены в российский бенчмарк, который в настоящее время находится на стадии формирования.

Полная версия Доклада будет опубликована в ближайшее время. В годовом докладе «Концессии в России-2019: основные итоги и тренды»  в единое представление сведена статистическая и аналитическая информация о развитии рынка инвестиций в инфраструктуру на основе концессии, а также представлены статьи ведущих экспертов рынка.

29.03.2020
Реклама

Траектория роста

Зеленые финансы

Инвестиции в инфраструктуру

Инвестирование средств НПФ

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО

 ПОДПИСАТЬСЯ

на информационно-аналитические продукты

НАКДИ