8 февраля 2018 года Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел заседание «круглого стола» по теме: «Законодательство о ГЧП в сфере информационно-коммуникационных технологий: перечень вопросов, подлежащих регулированию. На заседании обсудили направления доработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении.

Государственная Дума Российской ФедерацииВ мероприятии участвовали крупнейшие банковские структуры, телекоммуникационные операторы и ИТ-компании, ведущие управляющие компании в сфере реализации ГЧП-проектов, представители экспертного и научного сообщества.

На «круглом столе» речь шла об определении правового статуса и свойств объектов IT-инфраструктуры в соглашениях о ГЧП, об особенностях правовой регламентации отношений партнеров, финансирующих лиц и пользователей в ходе реализации ГЧП-проектов, а также об обеспечении их прав и обязанностей. Помимо этого, на заседании обсуждались вопросы регулирования вопросов интеллектуальной собственности, защиты информации, в том числе персональных данных.

Использование механизма ГЧП при создании IT-инфраструктуры российской цифровой экономики позволяет государству обеспечить достижение кумулятивного экономического эффекта за счет максимально продуктивного использования собственных бюджетных ресурсов (которых всегда не хватает в силу их надобности для решения иных социально-значимых задач) и частных инвестиций на основе преимуществ, возникающих от привлечения к исполнению публичных полномочий лучших компетенций и передовых практик частных партнеров.

Глава Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) Григорий Ивлиев отметил, что допустимая сейчас модель взаимодействия с разработчиками и интеграторами посредством государственных закупок не позволяет учесть всю специфику развития информационных технологий и постоянно растущего объема элементов базы данных. Информационные разработки, актуальные на настоящий момент и профинансированные за счет бюджетных средств, через несколько лет могут оказаться невостребованными и технически устарелыми без постоянной непрерывной модификации. Между тем, отметил Григорий Ивлиев, модель ГЧП позволяет обеспечить непрерывное совершенствование и модернизацию информационных систем без привлечения бюджетных средств, а также заинтересовать частного партнера в долгосрочном использовании объекта соглашения о государственно-частном партнерстве. Кроме того, по его мнению, будут максимально обеспечены государственные интересы, а также исключены возможные случаи недобросовестного использования частным партнером информационных ресурсов за счет гибкости условий соглашения о ГЧП (особенно концессионных соглашений). Например, ограничение доступа частного партнера к информации отдельной категории, его публичная отчетность.

Участники круглого стола также обсудили необходимость проведения оценки эффективности концессионного соглашения и определение его сравнительного преимущества до принятия решения о заключении концессионного соглашения по результатам проведения конкурса или на основе предложения частного инвестора.

Первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов считает преждевременным включение данного механизма, так как ​его ​автоматический перенос из Федерального закона № 224-ФЗ ​о ГЧП​ без анализа практики применения Методики оценки сравнительной эффективности, ​может привнести дополнительный барьер на рынок концессионных проектов без очевидной и недоказанной пользы от внедрения​ ​плохо работающего механизма оценки.​​

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру средний прирост в год концессий с объемом инвестиционных обязательств свыше 100 млн. руб. составляет 40-45 с общим объемом инвестиций порядка 280 млрд. руб., что является чрезвычайно низким показателем в сравнении с объемами инвестиций, в которых нуждается инфраструктура.

За время действия Закона о ГЧП эффективность и польза нормы​ предварительно оценки эффективности и сравнительного преимущества по сравнению с госзакупками на практике​ не доказана. По мнению экспертов​,​ активность реализации проектов ГЧП остается низкой, в том числе из-за​ наличия обязательных требований к проведению оценки эффективно​сти​ проекта ГЧП​ на основе сложной и громоздкой процедуры​.

В этой связи, для введения оценки эффективности концессионных соглашений в существующее законодательство необходимо доработать саму методику​, провести серию обсуждений с профессиональным сообществом, и только после этого вносить соответствующие поправки в закон о концессионных соглашениях.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием duma.gov.ru