7 ноября 2018 года в Казани состоялся II отраслевой форум по государственно-частному партнерству: «Инвестиции в индустрию спорта», в рамках которого прошло обсуждение необходимых изменений законодательства в сфере ГЧП и поддержки отечественного производителя спортивного оборудования. В частности, представители Комиссии по развитию ГЧП в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики при профильном комитете Госдумы отметили, что изменение законодательства в сфере ГЧП сможет повысить интерес инвесторов в реализации проектов.

Государственная Дума Российской ФедерацииКомиссия по развитию ГЧП в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики при Комитете Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи проанализировала вопросы необходимых изменений законодательства в сфере ГЧП. К таким изменениям можно отнести снижение сроков заключения соглашений о ГЧП, налоговые преференции для частных партнеров, возможность субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, полученных в целях реализации проектов ГЧП, обеспечение частного партнера государственным заказом при эксплуатации объекта, созданного в рамках соглашения о ГЧП, закрепление ГЧП в качестве расходного обязательства регионов в отраслевом Законе «О физической культуре и спорте», внесение изменений в методику расчета экономической эффективности проектов ГЧП, а также создание экономических зон с особым режимом налогообложения.

По мнению участников форума, проектов ГЧП в сфере физической культуры и спорта должно быть в десятки раз больше. Заключение первых соглашений о ГЧП показало определенные недостатки законодательства, регулирующего данный вопрос. К таковым можно отнести длительную процедуру заключения соглашений о ГЧП, сложную процедуру согласования участия сторон в реализации проектов ГЧП, недостаточную поддержку предпринимателей, участвующих в проектах.

В ходе обсуждения было отмечено, что устранение указанных недостатков позволит не только привлечь большее количество инвесторов в экономику страны, позволяя им отчетливо видеть преференции, предоставляемые государством, но и повысить доходность спортивных объектов.

Кроме того, представители Госдумы считают необходимым организовать специализированные курсы для подготовки специалистов ГЧП в сфере спорта, в связи с нехваткой на региональном уровне квалифицированных специалистов, способных «поднимать» проекты.

По данным Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru на территории Российской Федерации реализуются несколько концессионных проектов средней категории с объемом инвестиционных обязательств от 100 млн руб. до 1 млрд руб. и крупной категории с объемом инвестиционных обязательств свыше 1 млрд руб. в спортивной сфере. В частности, в 2010 году между Правительством Нижегородской области и АО «Волга-Спорт» были заключены три концессионных соглашения на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) Лукояновского, Павловского и Краснобаковского районов Нижегородской области сроком на 11 лет: ФОК «Звезда» (город Павлово), ФОК «Богатырь» (рабочий поселок Красные Баки) и ФОК «Колос» (город Лукоянов). Объекты введены в эксплуатацию в 4 квартале 2011 года. В 2012 году между Правительством Ульяновской области и АО «Волга-Спорт» заключено концессионное соглашение на финансирование, строительство, оснащение оборудованием и эксплуатацию Спортивного комплекса с искусственным льдом на 5 000 мест — Ледового дворца — в городе Ульяновске сроком на 12 лет. В 2014 году строительство Ледового дворца было завершено.

 

В 2018 году было заключено концессионное соглашение в отношении спортивного комплекса с плавательным бассейном, расположенного на ул. Зорге в Кировском районе, с ООО «Спортивные технологии». Объем инвестиций в создание объекта соглашения составляет 205,7 млн рублей. Срок концессионного соглашения — 12 лет. Также в 2018 году Правительство Московской области заключило концессионное соглашение с компанией «Семь вершин» о реконструкции физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп» в Солнечногорске. Объем инвестиций в проект составит не менее 110 млн рублей. Концессионное соглашение рассчитано на 10 лет.

Кроме того, 15 февраля 2018 года в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи Санкт-Петербург и ООО «Зенит-Арена», дочерняя компания АО «Футбольный клуб «Зенит», подписали концессионное соглашение в отношении футбольного стадиона в западной части Крестовского острова «Санкт-Петербург-Арена». Концессионное соглашение предусматривает обязанность города передать весь имущественный комплекс стадиона в управление концессионеру. Футбольный клуб, в свою очередь, получит право эксплуатировать стадион для проведения футбольных матчей и иных спортивных мероприятий в течение 49 лет.

1 июня 2018 года между Управлением спорта и молодежной политики Алтайского и компанией «Арена» состоялось подписание концессионного соглашения в отношении строительства ледового дворца в городе Рубцовске Алтайского края. Объем инвестиций в проект составит порядка 217 млн рублей. Алтайский край в рамках соглашения на первичном этапе в 2018 году выделит примерно 55% от стоимости ледовой арены.

С использованием duma.gov.ru и db.investinfra.ru