Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

6 марта 2019 г.

В Правительстве России призвали тиражировать успешный опыт регионов в переходе на новую систему обращения с отходами

6 марта 2019 года опубликованы итоги заседания Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления, на котором была рассмотрена текущая ситуация с переходом регионов на новую систему обращения с отходами. Участники заседания также обсудили меры повышения эффективности системы взимания экологических сборов и платежей.

На заседании было отмечено, что по данным Минприроды России, 60 российских регионов полностью перешли на новую систему, 10 — частично, и 15 субъектов до настоящего времени ведут настройку этой работы и фактически пока не приступили к оказанию услуг по сбору, сортировке и переработке мусора по новым правилам. Причины этому разные — где-то в работу включился только один из нескольких региональных операторов, например, в Краснодарском крае, где-то до конца не доработаны межрегиональные территориальные схемы размещения отходов, как в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Для проблемных регионов предусмотрен переходный период до конца 2019 года, в течение которого они должны полностью перейти на новую систему сбора ТКО.

При этом есть довольно успешные региональные практики реформирования отрасли. В частности, в Нижегородской области сформирована оптимальная структура тарифа и установлен предельный уровень вносимой гражданами платы за кубический метр отходов. Введены льготы для отдельных категорий населения. В среднем около 50% от общего тарифа составляет часть, которая приходится на мероприятия по сбору, сортировке и утилизации отходов. Кроме того, ведется постоянная разъяснительная работа с населением. Руководство области оперативно реагирует на сообщения граждан о недоработках регионального оператора. Глава региона отметил, что элементом успешного создания современной отрасли обращения с ТКО является экономически обоснованный уровень тарифа.

В Воронежской области принят отдельный региональный закон, также определяющий категории граждан, имеющих право на льготные тарифы. Утверждены порядок предоставления льгот и компенсаций выпадающих доходов организациям. В целом из регионального бюджета выделено порядка 370 млн рублей на субсидирование тарифов. Предусмотрены также субсидии на приобретение контейнеров, в том числе для раздельного сбора мусора.

В ходе заседания было предложено использовать опыт эффективных регионов в других субъектах, а также обозначена необходимость перехода до конца 2019 года на раздельный сбор мусора, для чего будет проработана соответствующая нормативно-правовая база, финансовое обеспечение и социальная реклама. Кроме того, была обозначена ответственность не только региональной, но и муниципальной власти в вопросах обращения с отходами. В соответствии с федеральным законодательством создание и содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов. Для населения необходимо ввести систему стимулирования раздельного сбора отходов (РСО), в том числе с использованием зарубежного опыта обнуления платы за негативное воздействие в случае РСО.

По оценкам Минприроды, для организации раздельного сбора отходов также нужно определить структуру контейнерного парка, провести нормирование по типам контейнеров и ввести требования по параметрам. Помимо этого при реализации раздельного сбора отходов нужно предусмотреть право регионального оператора провести мероприятия по модернизации или замене контейнеров, ФАС России рассчитать процент от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования для составления расходов на приобретение контейнеров. Так как расходы на обновление контейнеров, в том числе для раздельного сбора, в 2019 году в тарифах не учтены, регионам будет рекомендовано изыскать возможности приобретения контейнеров для раздельного сбора за счет бюджетных средств. По итогам обсуждения было поручено проработать планы мероприятий по организации РСО с недавно созданной публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» и включить их в федеральные проекты нацпроекта «Экология».

Рассматривались также вопросы эффективности администрирования платы за негативное воздействие и собираемости экологического сбора. По итогам 2018 года предприятиями страны было уплачено 2,5 млрд рублей экологического сбора.

С использованием government.ru

    05.08.2020
    Реклама

    Концессионные облигации

    Концессии и инвестиции

    Коммунальные концессии

    Государственно-частное партнерство

    Региональные операторы по обращению с ТКО