Заместитель Президента ассоциации переработчиков вторичных ресурсов «АПВР» Владислав Гроевой считает, что в России назрела необходимость объединения предпринимательского сообщества, занятого в сфере переработки отходов производства и потребления в единую ассоциацию переработчиков вторичных материальных ресурсов на площадке Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.

Владислав ГроевойСреди общих плюсов создания ассоциации переработчиков вторичных материальных ресурсов: построение системы контроля за обращением вторичных ресурсов, создание и организация деятельности Общероссийской «единой» электронной биржи вторичного сырья на базе Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации, продвижение на Российский рынок производителей продукции из вторичных материалов.

Кроме того, создание ассоциации будет способствовать выполнению Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года на территории России - экотехнопарки: финансирование и механизмы поддержки.

Государство не может обеспечить полный ход реформы по обращению с отходами производства и потребления без бизнеса, поэтому предлагается с целью снижения нагрузки на бизнес, освободить предпринимательское сообщество, занятое в этой сфере на 5 — 10 лет от всех видов налогов (налог на землю, имущество, НДС, налог на прибыль). Экономика замкнутого цикла призвана изменить классическую линейную модель производства, концентрируясь на продуктах и услугах, которые минимизируют отходы и другие виды загрязнений.

Основная цель создания Единой ассоциации переработчиков вторичных ресурсов на базе Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации — развить и укрепить модель строительства Федеральной сети «экотехнопарков» в России по переработки вторичных материалов и производство конечного продукта с добавленной стоимостью, в рамках партнерства с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» (РЭО), Региональными операторами с устойчивым долгосрочным бизнесом, Ассоциацией индустриальных парков (АИП), в части основной инфраструктуры для размещения экопарков и субсидий, а также привлечения государственно-частного партнерства, «длинных» денег и использования зеленых облигаций для реализации программы.

С 2019 года в России будут строить специальные кластеры — экотехнопарки. Соответствующие поправки вышли к Федеральному закону «О промышленной политике» в Минпромторге России. В результате к 2030 году планируется повысить уровень переработки ТБО до 80%, а чтоб простимулировать бизнес открывать такие производства, государство готово предоставить субсидии на процентные ставки по кредитам и компенсировать часть прямых затрат на строительство. При этом основным смыслом создания экологических технопарков, станет постепенное снижение количества мусора на полигонах и повышение уровня использования вторичного сырья в производственном процессе. В итоге, в совокупности с другими проектами, эта мера позволит снизить социальную напряженность.

Целями создания единой ассоциации переработчиков ВМР является построение системы поддерживающих мер для предпринимателей, которые инвестировали и/или собираются инвестировать в создание системы переработки вторичных материальных ресурсов, а также создание предпосылок для объединения предпринимательского сообщества, занятого в сфере переработки отходов производства и потребления (бумага, картон, тетрапак, пластик, стекло, черный и цветной металл, электронный лом).

Кроме того, среди целей:

  • построение комплексной системы переработки ВМР в России,
  • создание «библиотеки типовых технологических проектов по вторичной переработки» и лоббирование лучших кейсов и в рамках «экотехнопарков»,
  • создание Общероссийской электронной биржи вторичного сырья (Вторресурс) в партнерстве ППК «Российский экологический оператор»,
  • построение системы контроля за обращением вторичных ресурсов (объемы, инструментальный контроль, экспертное заключение и выдачи сертификатов для госзакупок — как мера стимулирования предпринимателей, занятых в развитии данного вида бизнеса),
  • консультация участников ассоциации по существующим на сегодня экономическим моделям и мерам финансовой государственной поддержки представителей данной сферы бизнеса,
  • выработка реальных правил и единой концепции решения для целей осуществления переработки ВМР в России,
  • разработка инструментария стратегического управления, объединяющего совокупность процессных, программно-целевых и диагностических методов, направленных на экологизацию производственных процессов,
  • разработка механизма управления деятельностью по использованию вторичных материальных ресурсов для достижения установленных экологических целевых ориентиров согласно майским указам Президента России,
  • разработка схемы расчета баланса и использования производственных вторичных материальных ресурсов по каждому виду ВМР, которые сведены в группы по территориям, что позволяет установить эколого-экономические взаимосвязи между производителями вторичных материальных ресурсов и предприятиями по их использованию,
  • создание рабочих мест. В зарождающейся сегодня в России отрасли занято 4,2 тысячи человек (официально оформленные сотрудники), из которых 97% — в сфере обработки металлических отходов и лома (в США, например, в отрасли занято 1,5 млн человек),
  • продвижение на Российский рынок производителей продукции из ВМР. Создание правовых условий для гарантированных «зеленых закупок» по государственном заказам из вторичного сырья для предприятий и организаций.

Итоговым документом ассоциации — является матрица эколого-экономических взаимосвязей, в которой представлен баланс возможностей и потребностей перерабатывающих мощностей региона с их распределением по территориям. Данная матрица является основой для расчетов объемов внутренних, внешних потоков вторичных материальных ресурсов, объемов отправляемых и прибывающих отходов, а также их вывоза, ввоза и транзита.

Помимо, концептуальной перестройки всей логики взаимоотношений в отрасли, активизации вовлечения в повторный цикл компонентов ТБО может помочь и целая гамма тактических законодательных шагов, среди которых необходимость на уровне регулирования разделить сферы обращения с отходами промышленности и бытовыми отходами, глубокая гармонизация всех нормативных документов в части терминов, определений и стандартов, разработка единых стандартов на материалы вторичного происхождения и другие.