11 июля 2019 года Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности). Предлагаемая дата рассмотрения Госдумой 16 июля 2019 года.

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды поддержал принятие во втором чтении законопроекта 716663–7, которым предусмотрено создание новой системы регулирования обращения с отходами I-II классов опасности, а также поддержал ряд поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Согласно документу «Российский экологический оператор» разработает и представит на утверждение в Правительство России единую федеральную схему обращения с отходами. Схема будет включать в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами субъектов РФ и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством Российской Федерации.

Федеральная схема обращения с ТКО должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, для всеобщего и бесплатного доступа.

Что касается территориальных схем обращения с отходами, то порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения и их корректировки, а также утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с ТКО, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и Российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы законодательным требованиям. Также Российский экологический оператор будет оценивать территориальную схему на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы. При этом он должен будет учитывать позицию федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности. При необходимости российский экологический оператор представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами.

В дополнение к федеральной схеме обращения с отходами будет создана Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов. Система создается в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно поправкам, оператором государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Порядок создания, модернизации и эксплуатации государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов, в том числе порядок и способы размещения в ней информации, порядок доступа к информации и обмена информацией с использованием данной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов должна содержаться следующая информация:

  • сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов;
  • сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе сведения об осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов;
  • сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;
  • сведения о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях субъектов Российской Федерации;
  • сведения о схеме потоков твердых коммунальных отходов;
  • сведения о договорах, заключенных в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • сведения о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • сведения о нормативах накопления твердых коммунальных отходов;
  • сведения об измерениях количества твердых коммунальных отходов;
  • данные других измерительных (контрольных) систем.

Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов включает в себя в том числе электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Создание подобной системы позволит контролировать движение отходов от источника их возникновения до полигона или объекта их утилизации. Появление единой федеральной системы учета отходов, как ожидается, повысит качество тарифного регулирования, на более качественном уровне будет построена работа по обеспечению экологической безопасности.

С использованием sozd.duma.gov.ru