Экспертный журнал

Концессии и инфраструктурные инвестиции

12 марта 2020 г.

В Совете Федерации прошло совещание о механизмах и инструментах внебюджетного финансирования национального проекта «Экология»

12 марта 2020 года прошло совещание «Механизмы и инструменты финансирования национального проекта «Экология», организованное Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. В совещании приняла участие исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвеститоров в инфраструктуру (НАКДИ), член Экспертного совета национального проекта «Экология» Светлана Бик.

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров рассказал, что национальный проект «Экология» является самым масштабным и системным в истории постсоветской России проектом по сохранению природы. Общий объем его финансирования в 2019–2024 гг. составляет порядка 4 трлн руб., из них более 3 трлн руб. должно быть выделено из внебюджетных источников. В настоящее время доля внебюджетных средств, планируемых к привлечению при реализации федеральных проектов, существенно различается — от 0,5% в федеральном проекте «Сохранение озера Байкал» до 98,9% в федеральном проекте «Внедрение наилучших доступных технологий».

По данным субъектов РФ, объем внебюджетных инвестиций в 2019 г. оценивался в размере 8,5 проц. от их общего объема, предусмотренного на реализацию национального проекта «Экология». Это может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности хозяйствующих субъектов в реализации федеральных проектов или стало следствием недостаточно проработанного механизма привлечения внебюджетных средств. По словам сенатора, реализовывать этот проект только за счет бюджетных средств практически нереально. Одним из инструментов финансирования и реализации мероприятий национального проекта должны стать зеленые облигации.

Первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов отметил важную роль механизмов государственно-частного партнерства. Задача государства – создать такие условия, чтобы частный капитал пришел в экологические проекты. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, создание различных, в том числе налоговых стимулов для частного бизнеса. Среди приоритетных проектов, к которым необходимо привлечь частный бизнес первый замминистра назвал «Комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами» проекты «Чистый воздух», «Сохранение лесов» и другие.

Заместитель директора департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибисов рассказал о реализации проектов «Оздоровление Волги» и «Чистая вода». В 2019 году началась фактическая реализация проектов. В частности, в рамках проекта «Чистая вода» было привлечено 9 млрд рублей за счет внебюджетных источников, за счет бюджетных источников в 2019 году было запланировано 4,8 млрд рублей, из них на 31 декабря 2019 года не было израсходовано 1,4 млрд рублей, которые были перенесены на следующий год. На сегодняшний день из 83 субъектов Федерации, которые участвуют в реализации проекта «Чистая вода», не приступили к работе 5 территорий.

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвеститоров в инфраструктуру (НАКДИ), член Экспертного совета национального проекта «Экология» Светлана Бик отметила, что по заключению Счетной палаты РФ, по национальному проекту «Экология» отсутствует механизм привлечения внебюджетных средств, без которых цели федерального проекта могут быть не достигнуты. Оценка потенциальной возможности привлечения внебюджетных средств является затруднительной. При этом их доля составляет 79,8% от общего объема расходов НП «Экология». При отсутствии единой методики мониторинга привлечения внебюджетных средств в рамках нацпроекта, а также цифровых форм накопления и аналитической обработки данных, вся отчетность по привлечению внебюджетных средств формируется по известному принципу «что смогли собрать». Это приводит к фрагментарности, несопоставимости данных и искажению реальной картины мира.

Светлана Бик рассказала о концессионных инфраструктурных проектах в России, которые находятся на прединвестиционной и инвестиционной стадиях, и содержательно могут соответствовать задачам национального проекта «Экология». В частности, в сфере ТКО в 6 субъектах РФ реализуется 9 проектов общей стоимостью 10,28 млрд. руб., в водной сфере – в 16 субъектах РФ 20 проектов общей стоимостью 84,09 млрд. руб., воздуха - 21 проект на сумму 922,24 млрд руб. За вычетом транспортных проектов, включенных в выборку НАКДИ в широком понимании воздействия на чистоту воздуха (автомобильные дороги и путепроводы, снижающие трафик), частные инвестиции в национальный проект «Экология» минимальны. По мнению Светланы Бик, при наличии рисков, которыми объективно не может управлять частный инвестор, и большой потребности в частных инвестициях, государство должно разработать и предложить инструменты покрытия высоких рисков в нацпроекте «Экология», с учетом приоритетов разных типов инвесторов в доходности и гарантиях возвратности вложенных средств.

О роли банковского сектора в развитии зеленого финансирования рассказали директор Дирекции по управлению проектами в области экологии и энергоэффективности ПАО Сбербанк Всеволод Гаврилов, первый вице-президент АО «Газпромбанк» Денис Шулаков и управляющий директор по структурному финансированию Управление инвестиционных банковских продуктов и решений Департамента инвестиционного бизнеса Банка «Открытие» Михаил Антоников. Представители банковской среды отметили заинтересованность в развитии рынка ответственного инвестирования в России, однако обратили внимание на ряд существенных барьеров, возникающих при реализации мероприятий в рамках нацпроекта «Экология».

О мерах государственной поддержки выпусков облигаций устойчивого развития рассказал в своем выступлении директор Департамента долгового рынка ПАО «Московская Биржа» Глеб Шевеленков. Вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков отметил, что в Европе наблюдается значительный общественный интерес к устойчивому ведению бизнеса и устойчивым инвестициям, в России такой общественный запрос пока не сформирован. Директор «ВЭБ. Инфраструктура» Светлана Дубинчина оценила необходимость выравнивания стратегии развития ТКО с учетом изменений архитектуры нормативного регулирования.

Представители регионов России поделились опытом реализации мероприятий национального проекта «Экология», а также рассказали о существующих на местах трудностях и барьерах, которые препятствуют развитию зеленых проектов. Свой взгляд на развитие национального проекта озвучили генеральный директор Фонда развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Роман Генкель, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Денис Беляев и министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров.

Заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский, руководитель проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Александр Власов и представитель по внешним связям ОК «Русал» Сергей Честной, руководитель направления Дирекции по связям с государственными организациями ПАО «НЛМК» Дмитрий Красков оценили первые результаты реализации федеральных проектов в рамках нацпроекта «Экология».

С использованием council.gov.ru

06.08.2020
Реклама

Концессионные облигации

Концессии и инвестиции

Коммунальные концессии

Государственно-частное партнерство

Региональные операторы по обращению с ТКО