Исполнительный директор управления инфраструктурного финансирования Сбербанка России Виктор Афонин отмечает, что коробочные концессионные решения, разработанные Сбербанком в течение последних лет, являются эффективным механизмом привлечения средств в проекты развития региональной инфраструктуры. Об опыте инфраструктурных инвестиций, условиях участия в проектах, а также барьерах, возникающих перед инвесторами в ходе реализации проектов, Виктор Афонин рассказал на Отчетной сессии концессионеров-2019, состоявшейся 16 апреля 2019 года на Московской бирже.

В конце 2018 года Сбербанк утвердил коробочные решения по кредитованию концессионных проектов в водоснабжении и водоотведении, а также в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Субъекты России и муниципалитеты получили удобный инструмент привлечения инвестиций в региональные концессионные проекты. Концессионные соглашения, касающиеся объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, планируется заключать между юридическим лицом и субъектом РФ. Концессионные соглашения по реконструкции и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения будут трeхсторонними — между юридическим лицом, муниципальным образованием и субъектом РФ.

Кредит в соответствии с условиями финансирования концессионных проектов будет предоставляться на срок до 15 лет. Доля средств частного инвестора должна составлять не менее 30% от бюджета проекта, остальные 70% — кредитные средства банка. Реализация проекта проводится через специальную проектную компанию (SPV), залогом являются ее акции, дополнительного внешнего обеспечения не требуется.

Ранее Сбербанк разработал и утвердил аналогичные решения в сфере теплоснабжения, образования и гериатрии. Коробочные решения в сфере ЖКХ предполагают, что, если концессия будет разработана согласно предложенной форме, банк рассматривает возможность проектного финансирования до 15 лет под 11-14 % годовых. Залогом будут являться исключительно права по концессионному соглашению. Параметры, указанные в форме, могут быть откорректированы в зависимости от региона, инвестора и самого объекта концессионного соглашения. Само концессионное соглашение уже включает прямое соглашение, где банк выступает четвертой стороной. Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно. При этом разработка коробочных решений — это нетрадиционная для банка задача: банкам не свойственно выполнять задачи по подготовке проектов по развитию рынка. В 2019 году Сбербанк планирует подготовить подобные решения для сферы автомобильных дорог. Кроме того, возможно появление коробочных решений в сфере благоустройства, спорта, но развитие данных направлений в формате коробочных решений пока находится под вопросом. Также пока не складывается ситуация со сферой здравоохранения, что продиктовано особенностями подхода органов государственной власти.

По итогам 2018 года Сбербанком принято решений о финансировании по 30 ГЧП проектам на общую сумму 12,226 млрд руб. В 2019 году запланировано заключение соглашений по 60 проектам.

Среди особенностей региональных проектов: соответствие потребностям региона — области применения решений должны соответствовать потребностям и полномочиям субъектов / муниципалитетов, сумма сделки соответствует масштабу потребностей — в подавляющем большинстве случаев инвестиционные проекты с участием региональных властей не превышают 3 млрд рублей, с участием муниципальных властей до 500 млн. рублей, наличие инвестора для реализации проекта — при всем многообразии желающих реализовать инвестиционный проект, только единицы могут себе позволить работать с учетом всех требований банка, предъявляемых к заемщикам, методическая поддержка проектов на этапе реализации — в силу сложности проектов необходимо организовать первоначальное обучение и последующую методическую поддержку региональных властей и инвесторов.

В настоящее время наблюдается острая нехватка профессиональных команд, которые бы занимались вопросами реализации ГЧП проектов. Поэтому одна из задач, в том числе и экспертного сообщества, формировать такие компетенции на территориях.

Стандартные условия финансирования включают в себя, в частности, реализацию проекта путем создания специальной проектной компании, долю собственных средств не менее 30% от бюджета проекта (без учета госфинансирования), срок кредита — до 15 лет. Обязательные виды обеспечения: залог 100% акций концессионера, залог прав требования по договорам по проекту, в том числе по договорам подряда, залог прав требования по акционерным займам, залог прав по концессионному соглашению. Кроме того, выделяются необходимые элементы концессионного соглашения для целей получения заемного финансирования. Концессионные соглашения должны предусматривать обязательное заключение прямого соглашения между банком, концедентом, концессионером, субъектом РФ, выплату концедентом (и субъектом, если применимо) компенсации при прекращении концессионного соглашения, наличие механизма особых обстоятельств, предусматривающего соответствующие права концессионера на продление сроков по соглашению и/или компенсацию возникающих расходов.

Подробнее в видеозаписи выступления — Виктор Афонин: По итогу 2018 года Сбербанк принял решение о коробочном финансировании 30 ГЧП проектов

16 апреля 2019 года на Московской бирже состоялась Отчетная сессия концессионеров-2019 (ОСК-2019). В рамках мероприятия прошло обсуждение вопросов инвестиционной деятельности организаций, финансирующих крупные инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств на рынке капитала. Ключевыми темами ОСК-2019 стали вопросы финансирования региональных инфраструктурных проектов в контексте реализации национальных приоритетных программ.