Руководитель российской практики ГЧП Dentons Europe Владимир Килинкаров отмечает, что основными событиями 2018 года стало отнесение информационных технологий к объектам концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, возмещение НДС концессионерам и участие федеральных учреждений здравоохранения на стороне концедента в концессионных соглашениях. Экспертная статья Владимира Килинкарова опубликована в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года».

Владимир КилинкаровОтнесение к объектам концессионных соглашений и соглашений о ГЧП объектов информационных технологий
В качестве новых объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП предусматриваются следующие объекты:

1. Объекты информационных технологий (ОИТ), к которым относятся:

- программы для ЭВМ

- базы данных,

- информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и/или сайты в сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят указанные выше программы для ЭВМ, базы данных.

2. ОИТ вместе с техническими средствами обеспечения их функционирования (имущество, технологически связанное с такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями, соглашениями о ГЧП).

3. Центры обработки данных (совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с ОИТ).

Было регламентировано участие иностранных инвесторов в проектах, реализуемых в отношении ОИТ и технических средств обеспечения их функционирования.

С одной стороны, законом устанавливается, что в случае заключения соглашения о ГЧП в отношении указанных объектов, частным партнером не должны являться российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом или решением президента РФ. Отмечаем, что до принятия Закона № 173-ФЗ запрет на наличие контроля иностранного инвестора над частным партнером в рамках соглашения о ГЧП отсутствовал.

С другой стороны, в случае заключения концессионных соглашений в отношении ОИТ и технических средств обеспечения их функционирования, помимо подконтрольных юридических лиц, концессионерами теперь также не могут выступать иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица). При этом ранее Закон о концессионных соглашениях, в отличие от Закона о ГЧП, допускал участие иностранного инвестора в проекте в качестве концессионера.

В целом, Закон № 173-ФЗ направлен на решение проблемы, связанной с невозможностью заключения соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в отношении движимого имущества без обязательного включения в объект соглашения недвижимости, что имеет особое значение для реализации проектов в сфере информационных технологий.

Возмещение НДС концессионерами

Принятым в октябре 2018 года федеральным законом был продлен срок действия права на применение вычета по НДС организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений) за счет бюджетных инвестиций, на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Право на возмещение НДС до 2023 года будут иметь те организации-концессионеры, которые получат бюджетные инвестиции из бюджетов субъектов РФ до 31 декабря 2022 года.

Необходимо отметить, что предыдущая редакция Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусматривала вывод концессий в отношении указанных объектов из-под запрета на возмещение НДС лишь до 31 декабря 2018 года.

Сооружения связи как объекты ГЧП

27 июня 2018 года был принят федеральный закон, согласно которому к объектам ГЧП были отнесены нелинейные сооружения связи.

До принятия указанного федерального закона соглашения о ГЧП могли заключаться в отношении линий связи и коммуникаций, иных линейных объектов связи и коммуникаций, тогда как для реализации инвестиционных проектов в указанной сфере существенным фактором может являться возможность включения в объект соглашения о ГЧП, помимо линейных объектов связи, объектов инженерной инфраструктуры, позволяющих размещать, в том числе и средства связи.

Для восполнения данного пробела в правовом регулировании ГЧП в перечень объектов указанных соглашений и были включены сооружения связи. Внесенные изменения направлены на улучшение условий реализации национального проекта по развитию цифровой экономики за счет совершенствования законодательства о ГЧП и снятия существующих системных барьеров, мешающих реализации подобных инвестиционных проектов.

Участие федеральных ГБУ здравоохранения на стороне концедента в концессионных соглашениях

Принятым в апреле 2018 года федеральным законом предусмотрено, что, если объектом концессионного соглашения являются объекты здравоохранения, принадлежащие федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение получает возможность участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению.

Кроме того, таким учреждениям предоставлено право осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также по контролю за исполнением концессионером обязательств по такому соглашению.

Осуществляемые ФГБУ полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.

При этом региональные и муниципальные учреждения здравоохранения по-прежнему не имеют возможности участвовать в концессионных соглашениях на стороне концедента.

Ограничения в отношении объектов ГЧП в сфере сельского хозяйства

Из Закона о концессионных соглашениях и Закона о ГЧП изъяли ограничение, предполагающее, что заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП возможно лишь в отношении тех объектов сельского хозяйства , которые включены в специальный перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства . Таким образом, в настоящее время данные объекты должны лишь соответствовать критериям отнесения объектов сельского хозяйства к объектам концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, установленным Правительством РФ.

Таким образом, было снято ключевое ограничение, препятствовавшее реализации проектов ГЧП в сфере сельского хозяйства.

Полномочия Росатома в концессионных проектах развития Северного морского пути

В конце декабря 2018 года в статью 5 Закона о концессионных соглашениях и Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» были внесены изменения , согласно которым Государственная корпорация по атомной энергии «Росато» получила право осуществлять полномочия концедента по концессиям в отношении следующих объектов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути:

  • морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов, объектов их производственной и инженерной инфраструктур;
  • морских и речных судов, судов смешанного (река — море) плавания, а также судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков.

В частности, Росатом вправе теперь осуществлять полномочия концедента, связанные с проведением конкурсов, обеспечением заключения и исполнения таких концессионных соглашений, а также рассматривать предложения о заключении концессионных соглашений и проводить переговоры с инициатором заключения такого концессионного соглашения.

С полной версией экспертной статьи Владимира Килинкарова «Основные изменения законодательства в сфере ГЧП в 2018 году» можно ознакомиться в Годовом докладе НАКДИ «Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2018 года»

Также в Годовом докладе НАКДИ опубликована экспертная статья Владимира Килинкарова «Проблемы развития правовой среды для привлечения инвестиций в инфраструктуру на основе государственно-частного партнерства. Законопроект для развития инфраструктурной ипотеки», в которой рассмотрены особенности и перспективы развития российского законодательства в сфере привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты.

 

 

Презентация Годового доклада состоялась 16 апреля 2019 года на пятой Отчетной сессии концессионеров на Московской бирже (ОСК-2019).